Inopressa | 7 декабря 2011 г.
Он способен дать импульс "арабской весне" в России?
Обзор прессы
Западная пресса уделяет много внимания фигуре Алексея Навального в контексте недавних акций протеста против фальсификации парламентских выборов в России. Навальный никогда не скрывал своего стремления к власти, поэтому "Кремль относится к нему презрительно, но настороженно".
"Блогер может дать толчок "арабской весне" в России" - так назвал свою статью в блоге на сайте Forbes экономист Пол Родерик Грегори. Алексей Навальный - "новое лицо российской оппозиции", пишет автор, поясняя, что это молодой борец за права акционеров и блогер, добывающий разоблачительные материалы.
По мнению автора, люди Путина соберут kompromat на Навального, его семье будут угрожать. "Периодически его будут арестовывать, но всякий раз статус Навального повысится. Если ему каким-то образом заткнут рот, на его месте, точно грибы, вырастут сотни других Навальных", - говорится в статье.
Путин знает, что делать с Ходорковскими, Касьяновыми и журналистами, но понятия не имеет, как обуздать Навального и блогосферу, считает автор. "Тоталитарные режимы могут пережить почти что угодно, но не осмеяние", - отмечает он. Отныне имидж Путина предопределяется Навальным и российским интернетом. Видимо, Путину придется изучить опыт Китая.
"Звезда российской блогосферы приобретает популярность благодаря своим националистическим взглядам", - гласит заголовок в Independent. На митинге в понедельник Навального приветствовали наибольшим ликованием, отмечает журналист Шон Уокер. Возможно, текущая неделя останется в истории как дни, когда Навальный стал зрелым политиком, считает он.
От многих других лидеров оппозиции Навального отличают его взгляды - он русский националист. Воззрения Навального нервируют некоторых либералов. "Но в России национализм популярен, к тому же Навальный менее уязвим перед избитыми упреками в "шакальстве у посольств", - замечает автор.
Если волнения в России станут более серьезными, можно поручиться, что одну из ведущих ролей будет играть Навальный, уверен Уокер.
Российский блогер Алексей Навальный оказался в центре внимания после того, как его арестовали, пишет Washington Post. "Его называют самой интересной фигурой в российской политической жизни, одним из ведущих мыслителей мира, демагогом-националистом, а со вторника - еще и политзаключенным", - рассказывает журналист Уилл Ингленд.
Арест Навального - возможно, грубейшая ошибка властей, полагает главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. В лице Навального оппозиция обретет харизматичного лидера, которого ищет. "Большинство лидеров российской оппозиции кажутся либо чересчур скомпроментированными близостью к Кремлю, либо слишком занудными или пресными, чтобы их широко поддержали в стране. Поэтому у Навального большие перспективы", - считает автор. Навальный выступает против коррупции и авторитаризма, встает на защиту этнических русских, что близко людям, которые не доверяют прозападным либералам. Он отказался баллотироваться в президенты от ПАРНАСа, пояснив, что уверен: результаты выборов будут подтасованы. "Но он полагает, что революция неизбежна и что она не будет спланирована заранее, а начнется с какого-то инцидента - с ареста, с демонстрации - и неожиданно, неуклонно разрастется как снежный ком", - говорится в статье.
"Для блогеров и молодых представителей среднего класса свобода - первоочередная проблема" - называется статья в The Times. "Они молоды, искушены в современной технике и твердо намерены бороться за демократию в России", - так характеризует журналист Тони Хэлпин новое поколение активистов, бросивших вызов Путину на улицах. Среди них много успешных представителей среднего класса, ведущих такой же образ жизни, как и их европейские ровесники. "У них проблемы не экономические, а политические: они хотят чувствовать себя свободными", - подчеркивает автор.
В России подлинные политические дебаты происходят в блогах и соцсетях, самые активные блогеры (Кашин, Навальный, Адагамов) имеют колоссальное число читателей, разъясняет автор. Смартфоны тоже изменили правила игры - они позволяют отовсюду выкладывать видеозаписи разгона митингов или вброса бюллетеней на выборах.
"Для Путина загвоздка в том, что от протестующих он не может откупиться обещаниями повысить уровень жизни", - замечает автор, поясняя, что эти люди требуют свободы слова и собраний, а также справедливых выборов и подотчетности власти обществу.
Оппозиции еще предстоит доказать, что она способна сформировать широкое уличное движение протеста. В этом контексте арест Навального может стать поворотным моментом, считает автор. К статье приложены избранные записи из "Твиттера" в дни после выборов - реплики Медведева, Романа Доброхотова, Маккейна, Навального и др.
"Крупная ошибка Путина?" - вопрошает в заголовке своей статьи в блоге на сайте New Yorker журналистка Юлия Иоффе. Это опять же аллюзия на слова Венедиктова об аресте Навального.
В отличие от остальных примерно 299 задержанных вечером в понедельник, Навальный - единственная фигура в рядах российской оппозиции, которую можно уподобить настоящим знаменитостям, пишет автор. Он также единственный, кто действует последовательно, вдохновляет других и имеет реальные шансы на успех. "Несмотря на его флирт с националистами, он блестящий мастер политической тактики и рекламы", - признает Иоффе.
Навальный никогда не скрывал своего стремления к власти. "Поэтому Кремль относится к нему презрительно, но настороженно", - замечает автор. На прошлой неделе, когда Иоффе спросила о Навальном пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, тот, по выражению автора, "стал проводить стандартную, слегка неосоветскую линию - упомянул о шпионах и незаконных доходах". "У меня сильные подозрения, что он зарабатывает деньги. Дело не в политике, дело в деньгах", - сказал Песков.
"Но если Кремль хотел дискредитировать Навального и затормозить его стремительный взлет, то достиг противоположного", - пишет автор, поясняя, что ночью с понедельника на вторник перед отделением полиции, где предположительно держали Навального, собрались сотни людей. Во вторник русскоязычный "Твиттер" полнился разговорами о местонахождении Навального, остававшемся загадкой. А весть, что Навальный жив, "подогрела эйфорическую панику, которая ощущается в Москве последние несколько дней, укрепила справедливое ощущение, что государство трескается и возвращается к старым методам при столкновении с чем-то новым", по выражению автора. Даже если бы суд признал Навального невиновным, решение его арестовать все равно нанесло бы ущерб властям.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях