Asahi | 7 февраля 2003 г.
Свобода без ограничений ? это все, что нужно Владимиру Ашкенази для творчества
Хироко Оикава
Маэстро Владимир Ашкенази считает, что, работая над музыкальным произведением, он должен быть полностью свободен ? поэтому никаких предварительных планов, определения цели или выбора образцов для подражания.
"Если музыка затронула ваше сердце, то ей надо отдать себя целиком. Только в этом случае мы получим хороший результат", - сказал Ашкенази, дирижер и пианист, который выступал со всеми лучшими оркестрами мира.
В сентябре 2004 года маэстро станет следующим руководителем Симфонического оркестра NHK ? лучшего музыкального коллектива страны, сменив швейцарского дирижера Шарля Дютуа, который с осени этого года будет готовиться к окончанию своей работы, а Ашкенази начнет первые репетиции с оркестром. Приняв "с огромным удовольствием" предложение руководить оркестром, 65-летний дирижер сказал в недавнем интервью: "Я никогда не думал, что я буду его дирижером".
Ашкенази - дирижер, пианист-виртуоз и мастер игры в ансамбле - завоевал доверие коллектива оркестра еще во время первой совместной работы в октябре 2000 года. Музыканты уверенны в том, что работа с таким выдающимся мастером поможет оркестру повысить свой престиж на международном уровне.
Ашкенази родился в России, в городе Горьком, обучался игре на фортепьяно в Московской Центральной музыкальной школе и в Московской консерватории. В 1955 году, когда ему исполнилось 18 лет, он занял второе место на Конкурсе Шопена, в 1956 году ? первое место на Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, а в 1962 году ? первое место на Конкурсе Чайковского в Москве. После этих блистательных побед он выступал с такими известными музыкантами, как Ицхак Перельман и Пинчас Цукерман.
Свою активную дирижерскую деятельность Ашкенази начал с 1970-х годов. Он не только занял ведущее положение в Оркестре Британской филармонии и в Кливлендском оркестре, но и часто дирижировал другими известными оркестрами, такими, как Оркестр Берлинской филармонии и Бостонский симфонический оркестр.
Любовь Ашкенази к музыке побуждает его выступать и на многочисленных фестивалях. В прошлом году он дирижировал филармоническим оркестром на Фестивале Рахманинова в Нью-Йорке. Весной этого года маэстро совершит тур с Оркестром Чешской филармонии, главным дирижером которого он был до прошлого года. В программу гастрольных выступлений, которые будут проходить в Кельне, в Вене и в Нью-Йорке, включены произведения Прокофьева и Шостаковича.
В Московской консерватории Ашкенази познакомился с Торунн Йоханнсдоттир - молодой пианисткой из Исландии, и в 1961 году они поженились. Брак с иностранкой не мог не сказаться на положении музыканта, и в 1963 году Ашкенази был вынужден покинуть Россию. В 1972 году он получил исландское гражданство.
Его первая встреча и работа с Симфоническим оркестром NHK состоялась в 2000 году. Вместе с оркестром NHK Ашкенази дал три концерта, на которых была исполнена Симфония ? 6 Бетховена и состоялась премьера исполнения в Японии Концерта ?3 для фортепьяно с оркестром современного финского композитора Эйноюхани Раутаваары. Слушателей поразило то, что во время исполнения концерта Раутаваары Ашкенази одновременно играл партию фортепьяно и дирижировал оркестром.
"Меня поразило, насколько разносторонними были музыканты оркестра. Они великолепно понимали каждый фрагмент произведения и играли в различной манере, соответствующей характеру данной музыки", - вспоминает Ашкенази.
В этом году совместная работа Ашкенази с Симфоническим оркестром NHK начнется с концерта 18 июня, на котором будут исполнены произведения Равеля. Затем последует работа в студии, где эти произведения будут записываться фирмой Octavia Records.
В прошлом году закончился пятилетний срок, в течение которого Ашкенази руководил Оркестром Чешской филармонии. За это время были проведены многочисленные гастроли, сделаны звукозаписи и реализованы специальные проекты. Ашкенази умело использовал потенциал оркестра и добавил в его репертуар произведения Малера, Рахманинова и Рихарда Штрауса.
И все же предложение возглавить Симфонический оркестр NHK было несколько неожиданным.
"Я не хотел брать новый оркестр после окончания работы в Чешской филармонии. Я как раз думал о том, чтобы быть свободным. Но когда поступило предложение из Японии, я нашел его очень интересным", - сказал он.
Сначала Ашкенази предложили руководить японским оркестром ежегодно в течение семи месяцев и давать по 18 концертов в год.
Относительно своего нового оркестра у маэстро не было никаких сомнений.
"Музыканты готовы к исполнению любой музыки, и их оркестр является одним из лучших в мире", ? подчеркивает Ашкенази.
Несомненно, совместная работа с Ашкенази открывает перед оркестром NHK большие перспективы, учитывая, что творческий диапазон маэстро является самым обширным по сравнению с любым из его современников. Его репертуар включает почти все основные фортепьянные произведения и оркестровые аранжировки разноплановых симфонических произведений, от Моцарта до Стравинского. Его лучшим диском считается запись "24 прелюдии и фуги" Шостаковича, который в 1999 году получил приз Grammy за лучшее сольное исполнение инструментального произведения. Но он отказывается быть "голубем в клетке".
"В моем репертуаре нет специфического стиля, - говорит Ашкенази. - В мой репертуар входили различные произведения, от Моцарта до Бартока, и я люблю разнообразие музыкальных форм и стилей. Но я не хочу иметь единый образец. Таков мой характер".
Дирижер отказался перечислить своих любимых композиторов. Он предпочитает быть открытым для всей музыки и для всех форм ее выражения.
"Я воспринимаю любого яркого и талантливого композитора, независимо от формы его творческого выражения. Для себя я, разумеется, определяю, у кого талант больше, а у кого ? меньше. Но я не хочу говорить об этом. Если в произведении обнаруживается глубина, мысль и оригинальная форма выражения, то оно для меня представляет интерес. Так что я не хочу говорить о любимых композиторах. Я люблю видеть природный талант во многих и совершенно различных людях".
Ашкенази также сообщил, что собирается поработать над произведениями японских композиторов, таких, как Тору Такэмицу и Кенъитиро Кобаяси, так же, как он с удовольствием исполнял музыку чешских композиторов с Оркестром Чешской филармонии.
На вопрос о том, почему Ашкенази не хочет говорить о планах работы с оркестром NHK, он рассказал эпизод о своем друге Дэниеле Баренбойме - выдающемся дирижере, который в 1991 году стал дирижером Чикагского симфонического оркестра. "Когда он принял оркестр, его спросили: что вы собираетесь делать с оркестром? На это он ответил: ?Вы знаете, я мог бы заставить их играть хуже. Это очень легко. Но крайне трудно заставить их играть лучше". Таково объяснение Ашкенази.
Ашкенази ставит перед собой задачу развить в музыкантах лучшее. Он приветствует план зарубежного турне с оркестром NHK.
"Я всегда люблю периодически возвращаться к своему старому репертуару. Мне очень приятно играть вновь пару старых программ, - сказал маэстро. - Когда вы возвращаетесь к знакомому произведению, оно всегда как бы "доверительно" раскрывается перед вами. Тогда вы можете работать над ним более свободно, уже не думая об оркестровой аранжировке. А когда я играю несколько раз фортепьянные произведения, такая связь с произведением устанавливается еще быстрее".
"Жизнь коротка, - сказал он в заключение. - Так что мы, музыканты, должны делать все, что в наших силах, чтобы жизнь других людей была как можно более полной".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях