Corriere della Sera | 7 февраля 2005 г.
Ханна и Клара: разлученные сестры встретились через 60 лет
Г.Га.
Бланк, заполненный незнакомой рукой, сайт в интернете, который собирает информацию о жертвах Шоаха (в переводе с иврита - уничтожения - трагедии еврейского народа, завершившейся 60 лет назад, - прим. ред.), любопытная и настойчивая девушка. Вот простые составляющие невероятной и сентиментальной истории, начавшейся 60 лет назад в Будапеште, в тяжелые послевоенные дни, и завершившейся лишь несколько дней назад в поселке у подножия горы Кармел. Это история двух сестер - Ханны и Клары. Ханна и Клара потеряли друг друга в 1944 году. Они эмигрировали поодиночке в Израиль и жили в 100 км друг от друга. И вот теперь, уже на закате их жизни, вновь встретились.
Все началось тогда, когда Мерав Замир, внучка Ханны и Клары, начала посещать сайт Yad va-Shem, музей Шоаха. Она выяснила, что в документе ее прабабки Шейндель Вейс существуют две различные страницы: одна, которую она заполнила сама, но кто же заполнил вторую? Почерк неизвестный, но тот, кто оставил запись, прекрасно знает биографию Шейндель Вейс. Как оказалось, эту запись оставила Клара, сестра ее бабушки, которую все считали погибшей в одном из стольких погромов, потрясших Будапешт.
Мерав не составило труда узнать адрес своей новой бабушки. И с этой поразительной новостью девушка пришла к Ханне, которая многие годы живет в поселке Керем Махарал. "Бабушка, что ты мне дашь взамен, если я тебе отдам твою сестру?", - спросила она с горящими от радости глазами. 78-летняя Ханна, жизнь которой была переполнена трагическими событиями, справилась с эмоциями. И Мерав открыла ей тайну: "Я нашла Клару, они живет в 100 км отсюда, вот ее номер телефона". Ханна сразу же позвонила, Клара растерялась: этот разговор с неизвестной женщиной, говорившей, что она ее сестра, был похож на дурную шутку. Но Мерав объяснила все: про сайт в интернете, про вопросник. Клара поверила, но не до конца. "Если моя сестра хочет меня видеть, - сказал Клара с недоверием, - она может приехать ко мне в воскресенье".
Но Ханна не собиралась ждать: было достаточно 60 лет ожидания. И вот через полчаса она вместе с внучкой села в автомобиль и поехала в Ришон ле-Зион, пригород Тель-Авива. "Но Клара не могла поверить в происходящее. Когда родственницы позвонили в дверь, она лишь приоткрыла ее, - рассказывает Мерав, но Ханна толкнула дверь ногой и бросилась обнимать сестру. - И мы в этом момент заплакали". И потом настал черед детей, внуков, правнуков: две большие семьи, которые до последней минуты не подозревали о существовании друг друга и о родстве.
Когда эмоции первой встречи улеглись, Клара и Ханна смогли прояснить некоторые моменты их невероятной истории: они родились в Карпатах, в 40-е годы они были вынуждены бежать от погромов в Будапешт, где их приняли две семьи родственников. Кларе удалось пережить войну в гетто, а Ханна попала в трудовой лагерь.
В конце войны Клара переехала в Израиль, а Ханна какое-то время оставалась на Кипре, в ожидании получения въездной визы. В Израиле они пытались отыскать друг друга, слушая передачу радио Иерусалима, по которому передавали фамилии людей, желавших воссоединиться с семьей. И это были трудные и хлопотные дни. Новая нация пыталась восстановить корни, соединить вместе тех, кто проживал до последнего времени в Палестине, с массой отчаявшихся, приехавших из Европы. И постепенно надежда найти друг друга растаяла. Две сестры начали жить заново, они вышли замуж, родили детей. Каждая из них была уверена, что только ей удалось выжить.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях