Frankfurter Allgemeine | 7 февраля 2008 г.
Опасность для страны? Журналистка, критикующая власть, хочет вернуться в Москву
Оливер Биглер
Наталья Морарь провела в последние недели много времени со своей мамой. Она также много путешествовала и даже взяла интервью у президента Грузии Михаила Саакашвили по поводу выборов. Раньше это в ее задачи не входило. Журналистка освещала российские темы - как правило, в критической манере и в жанре журналистского расследования. Она публиковалась в еженедельном журнале The New Times, выходящем в Москве, в городе, который она называет своей родиной вот уже 6 лет. Но с середины декабря прошлого года Наталья Морарь живет на своей старой родине, в молдавской столице Кишиневе.
Когда 24-летняя журналистка приземлилась после семинара в Израиле в московском аэропорту "Домодедово", пограничник отказал урожденной молдаванке во въезде на территорию Российской Федерации, несмотря на то, что ее документы были в полном порядке. Ей было объявлено, что она теперь в России персона нон грата. На все ее вопросы пограничник отвечал, что пришло распоряжение из "центрального аппарата ФСБ". Ее депортация состоялась согласно статье 27 закона о порядке въезда и выезда с территории РФ. Этот закон гласит, что иностранцу может быть отказано во въезде в страну, если он представляет опасность для обороноспособности страны, государственной безопасности, общественного порядка или здоровья населения.
Наталья Морарь провела ночь в камере и на следующее утро была посажена на самолет, летевший в молдавскую столицу. И только после допроса в местных миграционных органах она получила обратно свой паспорт, который у нее до этого изъяли. До середины января Наталья Морарь была вынуждена ждать официального обоснования своей высылки. Затем российский посол в Кишиневе аргументировал решение российских властей статьей 27, не дав никаких комментариев.
Но Наталья Морарь, похоже, знает истинные причины произошедшего: они связаны с ее работой. За несколько дней до этого в New Times вышла критическая статья под названием "Черная касса Кремля", в которой она рассказывала про непрозрачные пожертвования в ходе парламентских выборов. И заместитель главного редактора журнала Евгения Альбац подозревает, что высылка Морарь является ответом властей на ее статьи. Российские власти просто наказали журналистку.
New Times и Наталья Морарь хотят опротестовать решение о высылке в суде и подать иск на ФСБ. Адвокат уже потребовал официальной информации от ФСБ. Евгения Альбац надеется получить подробный ответ из органов до середины февраля, когда истечет срок в 30 дней после подачи запроса. По словам Натальи Морарь, трудно оценить ее шансы в суде. В случае необходимости она готова обратиться в Европейский суд по правам человека. Несмотря ни на что журналистка продолжает работать. Она находится в ежедневном контакте со своей редакцией и в настоящее время не пишет о России. Ей очень интересно было бы узнать, каким образом она может представлять опасность для безопасности государства. Она опасна лишь для тех лиц из ФСБ и Кремля, махинации которых она раскрывает. Она не позволит себя запугивать.
Организация "Репортеры без границ" называет этот случай "циничным нарушение свободы слова". Организация призвала ОБСЕ и Совет Европы расследовать обстоятельства дела. И российский Союз журналистов осуждает поведение российских властей. В апреле Наталья Морарь хотела получить российское гражданство. Ее коллеги уверены в том, что она сможет вернуться уже весной. Она сама в этом сомневается, но надежды не оставляет: "Я вернусь".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях