InoPressa: тема дня | 7 февраля 2008 г.
Оптимизм из-за решетки
Обзор прессы
Бывший владелец нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, отбывающий заключение и готовящийся к новому суду, впервые с момент ареста в 2003 году лично дал интервью - побеседовать с ним удалось журналисту британской The Financial Times. В связи с этим газета публикует целый ряд материалов, посвященных Ходорковскому. Бизнесмен сомневается, что Дмитрию Медведеву удастся исправить ситуацию в стране. В то же время Ходорковский по-прежнему верит, что Россия сможет стать демократическим европейским государством, приводит его слова издание.
Беседа происходила в зале областного суда в Чите - во время 40-минутного перерыва в судебном заседании Ходорковский разговаривал с корреспондентом, стоя в металлической клетке, рассказывает Нил Бакли - автор заметки "Ходорковский так и не покорился".
По словам предпринимателя, президент Владимир Путин использует законы для сведения счетов с политическими противниками, и вряд ли преемнику Медведеву удастся изменить ситуацию. "Все против него - традиции и образ мысли жителей России, а также отсутствие сил в обществе, способных предпринять хоть какие-то шаги для установления законности. Но, дай Бог ему сил сделать это!" - сказал Ходорковский. Пока же ситуация в России обстоит хуже, чем в Китае, утверждает бывший магнат. "Закон... должен неукоснительно исполняться, а не трактоваться в зависимости от желания отдельных личностей", - объяснил он.
В то же время Ходорковский не разделяет опасений, что демократические свободы в России исчезнут совершенно. "Люди по-прежнему живут свободно, - указывает Ходорковский. - Интернет работает". Таким образом, возвращение к советскому прошлому попросту "невозможно".
По словам Ходорковского, с расчленением ЮКОСа, большую часть активов которого после банкротства скупила государственная "Роснефть", он теперь смирился и относится к этому событию спокойно. "Я истратил все нервы в 2004 году, когда хорошо работавшая компания была захвачена и передана "Роснефти, - сказал он. - Сегодня "Роснефть" - это, в сущности, ЮКОС с небольшой пристройкой".
Ходорковский в большей степени беспокоится за свою семью и коллег, чем за себя, рассказывается в следующей статье. После нескольких дней "сухой" голодовки он согласился пить воду, и заверяет, что чувствует себя "normalno" ("все о'кей" - переводит британский журналист). Ходорковский собирается продолжать голодовку до выполнения выдвинутых им требований - а именно, перевода подозреваемого в хищениях бывшего руководителя ЮКОСа Василия Алексаняна, больного СПИДом, из тюрьмы в клинику.
У Алексаняна нашли СПИД и рак лимфатических желез, он почти ослеп. Подозревают, что он болен туберкулезом. Сам бизнесмен обвиняет следователей в попытках взамен на лечение принудить его к даче ложных показаний против Ходорковского. В среду московский суд приостановил разбирательство по делу Алексаняна, однако из тюрьмы его не выпустят - курс лечения он будет проходить в тюремной больнице. Между тем даже начальник тюрьмы написал в суд, что Алексаняна следует перевести в другое место для специализированного лечения.
На протяжении 14 месяцев Василий Алексанян не получал рекомендованного медиками лечения, цитирует заявление его адвокатов информационное агентство AFP. Он "содержался в тюрьме в отделении инфекционных болезней, что совершенно недопустимо, потому что у него острая иммунная недостаточность", отметила защита.
Прокурор Николай Власов допустил вероятность госпитализации, дав понять, что она возможна в случае ходатайства тюремных врачей. "Это вопрос из области медицины, а не юриспруденции, - заявил прокурор на выходе из зала суда. - Если медицинские работники посчитают, что его нужно лечить в стационаре, значит, так и будет". Таким образом, голодовка Ходорковского и общественное давление дали свои результаты, делает вывод агентство. "Дело Алексаняна показало границу, которую, по мнению общества, в целом неприязненно относящегося к олигархам, не должна переходить власть", - цитирует AFP аналитика фонда "Индем" Юрия Кургунюка.
В редакционном материале The Financial Times признает, что Ходорковский отнюдь не святой - такой человек не выжил бы в 1990-е. Арест и вынесенный ему суровый приговор потрясли западный мир и западных инвесторов, но россияне "сибирскому ссыльному" не сочувствуют. Людей возмущают огромные состояния олигархов, и они ценят политическую стабильность, которую вернул Путин, разъясняет издание.
Преступление Ходорковского заключалось не в том, что он был слишком успешен, и не в том, что он мошенничал с налогами: кто только этого ни делал. Но он был самым молодым, самым умным и самым харизматичным из первого поколения олигархов. Он пытался лоббировать свои деловые интересы в Госдуме и поддерживал оппозицию, а с точки зрения президента это было непростительно.
В России суть политики - борьба за власть, а во власти господствует Путин. Он безжалостен, более того - мстителен, не стесняется в выражениях редакция FT. И если в ближайшей перспективе отсутствие независимых судов обеспечивает Путину успех, в долгосрочном плане рыночная экономика не может существовать без правовых норм, соглашается газета с заявлениями олигарха. Тем не менее, The Financial Times выражает надежду, что оптимизм Ходорковского окажется оправдан, и Россия вернется на путь законности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях