Time | 7 февраля 2012 г.
Россия и Китай бросают Западу вызов в сирийском вопросе. Каковы последствия для Ирана?
Тони Кэрон
Раскол среди пяти постоянных членов СБ ООН на субботнем голосовании по Сирии может возыметь серьезные последствия для будущего этой страны. Но он может также сигнализировать о проблемах международной дипломатии в иранском вопросе, пишет Тони Кэрон в блоге Time.
Россия и Китай вызвали гневную реакцию Соединенных Штатов (а также Франции, Великобритании и Лиги арабских государств), наложив вето на резолюцию по Сирии. И готовность Москвы и Пекина испортить отношения со своими западными коллегами из пятерки постоянных членов СБ ООН также бросает тень на попытки администрации Барака Обамы изолировать Иран и оказать на него давление в связи с его ядерной программой, говорится в статье.
Как напоминает автор, "Россия и Китай давно ясно давали понять, что их понимание иранского вопроса отличается от видения западных держав - считая, что Иран должен выполнять требования Договора о нераспространении ядерного оружия, они не верят, что Тегеран разрабатывает ядерные вооружения или что его программа представляет угрозу для международной безопасности". Они требуют делать больший упор на диалог с Тегераном в урегулировании этого вопроса.
Администрация Барака Обамы изо всех сил старалась добиться поддержки Россией и Китаем ограниченного набора санкций Совета Безопасности ООН, хотя обе страны открыто продемонстрировали отсутствие солидарности с односторонними мерами против энергетического сектора Ирана, принятыми Соединенными Штатами и их европейскими союзниками.
Голосование по Сирии напомнило о том, что Совет Безопасности вряд ли одобрит какое бы то ни было серьезное усиление санкций против Ирана и уж тем более военные действия, возможности которых не исключает президент Обама.
Голосование в Совбезе наверняка убедит Иран в том, что у западных держав имеются серьезные стратегические разногласия с Москвой и Пекином. Оно также может стать предвестником более активных попыток России продвинуть свою собственную версию компромисса по Ирану.
В то время как у позиции России по Сирии немного сторонников в регионе, ее позиция по Ирану - в частности, стремление отдавать предпочтение диалогу, а не санкциям и военным угрозам - возможно, ближе некоторым региональным державам, готовым к конфронтации с режимом Башара Асада, включая Турцию и Катар.
В то время как эпоха холодной войны давно закончена, "последние события могут стать сигналом новой эры геополитического состязания с существенными последствиями для Ближнего Востока", заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях