Die Welt | 7 января 2005 г.
Геополитика милосердия
Михаэль Штюрмер
Когда произошел потоп, политика никуда не делась. Ведь моря на океанских просторах между восточным побережьем Африки и индонезийским архипелагом слишком важны, слишком богаты, слишком желанны. Море - это их счастье: рыба, торговля, нефть, газ, стратегическое сырье. Но и несчастье, потому что цунами тоже пришло с моря. Теперь оно изменяет карты власти и влияние не только в регионе, но и далеко за его пределами.
Госсекретарь США Пауэлл, потрясенный масштабами разрушений, выразил надежду, что помощь, которую оказывает Америка, решительным образом улучшит имидж США в мире. Другие, особенно германское правительство, стремящееся получить постоянное место в Совете Безопасности ООН, смотрят на это так же. Разве первое, что должно прийти в голову, - это не укрепление при помощи благотворительности Европейского союза, как крупного глобального игрока? Вместо этого правительство Германии стало действовать в одиночку, делать широкие жесты на взятые в долг деньги.
Не стоит думать, что "красные мандарины" в Пекине не понимают, что за новая игра развернулась за зоны их влияния. Из-за отсутствия денег они лишь могут участвовать в ней лишь скромным образом. Но они компенсируют потерю лица в удобный для них момент, ведь у них есть валюта другого рода. Они ее применят, если возникнут сомнения, за кем в Южнокитайском море и приграничных морских областях последнее слово.
Геополитика милосердия - это тоже политика. Односторонние действия США с Австралией и Японией сразу же вновь обострили конфликт с европейцами под предводительством Парижа. Теперь ООН предстоит найти и осуществить компромисс. Так что землетрясение у Суматры уже давно дало повторные толчки по не имеющей верхнего предела шкале борьбы за паритет и гегемонию в Азии.
Когда сто лет назад американцы открыли для себя старую геополитику европейских мировых и морских держав, спустили на воду военные флотилии и для аппетита отобрали у испанцев Филиппины, адмирал Махэн в своей книге "Влияние морской мощи на историю" учил их понимать море и знать правила проекции отношений с морем на власть.
Правила, от которых в XIV веке добровольно отказались китайцы, чтобы экспансия не разрушила их культуру, но которые к концу XIX века японцы и русские, а также немцы только начинали осваивать. Кто владеет Индийским океаном, учил Махэн несколько поколений командиров американского флота, у того есть ключ от семи морей.
Сегодня тоже ничего не изменилось - этому способствуют новое морское право ООН, глубоководная техника и растущая потребность в нефти в Азии.
Китай снова хочет стать "Срединной империей", как было на протяжении тысячелетий. Но Америка - это сверхдержава. Американские и китайские интересы, а иногда и их военные корабли сталкиваются в Тихом и Индийском океане. Однако, Индия и Япония - тоже мощные игроки. 500 млн долларов, которые в мгновение ока обещало Токио, - это не только любовь к ближнему. Япония ищет союзников как в ООН, так и среди близких соседей, и хочет, чтобы потомки забыли о Второй мировой войне. Японцы тоже хотят, чтобы их любили.
Вчера речь шла об энергетических поставках и рынках сбыта, а также о власти, которую дает обладание ядерным оружием и ракетами большой дальности или, в случае Японии, союз с США. Завтра речь будет идти об этих же самых жизненно важных интересах. Но сейчас, на конференции ЕС и на конференции в Джакарте речь идет о приобретении влияния. Речь идет о потерянных людях, разрушенных деревнях, душевных травмах. Наконец, речь идет о том, чтобы по телевидению показать миру, какая страна прибыла на место трагедии с вертолетами, кораблями и техникой, а какая - нет.
США помогают масштабно, идет ли речь о долларах или морских пехотинцах. Но Норвегия, вне рамок ЕС, если считать пропорционально, пожертвовала больше всего.
Европейцы, под предводительством Парижа, не хотят быть обойденными.
Поразительно, насколько скупо арабские государства - особенно те, которые буквально задыхаются от нефтедолларов, - ведут себя по отношению к своим братьям по вере.
Карты власти и влияния в Юго-Восточной Азии рисуются заново. Америка на них огромная, Китай - где-то на краю. Но Срединная Империя вскоре напомнит о том, что против воли Китая в Азии мало чего добьешься.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях