Foreign Policy | 7 января 2014 г.
Покорить сердца российских "просвещенных твиттерян"
Анна Немцова
Посол США в Москве Майкл Макфол пользуется соцсетями, чтобы донести свою позицию до общества, отмечает на страницах Foreign Policy журналистка Анна Немцова. Так, в начале декабря он провел настоящий "марафон" - отвечал на вопросы российских пользователей "Твиттера".
Немцова признается: ей как начинающему пользователю "Твиттера" было очень интересно наблюдать, как "профессионал" (так она называет Макфола) решает взаимоисключающие задачи: нужно было выдержать баланс между максимальной открытостью, которой требовала аудитория, и необходимостью дипломатического такта.
Дипломатия требует подбирать слова осмотрительно, но в "Твиттере" свою мысль нужно уложить в 140 знаков максимум. Макфол пошутил: "Живьем я лучше", но отметил, что "Твиттер" дает ему "огромные преимущества как послу, пытающемуся разъяснить нашу политику этой огромной стране".
Многие россияне просто потрясены возможностью прямого общения с Госдепартаментом США, говорится в статье.
По данным Немцовой, еще два года назад, до приезда в Россию, Макфол не знал, как выглядят "твиты". Это тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон посоветовала ему вести диалог с обществом через социальные медиа. Теперь (по данным Немцовой на декабрь) у Макфола более 57 тыс. фолловеров: вчетверо меньше, чем у Ксении Собчак, но почти в два с половиной раза больше, чем у Алексея Пушкова - одного из его основных оппонентов.
Немцова разъясняет: "Правда, российские пользователи "Твиттера" - крохотное меньшинство в стране, где правительство контролирует все виды медиа с широчайшим охватом". Для большинства простых россиян основной источник информации - федеральные телеканалы. Крупные каналы, по словам источников, в последнее время не приглашают Макфола в эфир. Возможно, Кремль счел, что его открытая, обаятельная манера слишком эффективна, считает автор. Впрочем, другие российские СМИ часто цитируют записи Макфола в соцсетях, а некоторые частные СМИ охотно берут у него интервью. Но социальные медиа оказались очень эффективным инструментом распространения его идей среди все более широкой аудитории.
Популярность Макфола особенно примечательна на фоне российско-американских трений, а также антиамериканского тона в крупных российских СМИ, отмечает Немцова.
Макфол особо подчеркнул, что общается с Россией не только через "Твиттер": он посещает мероприятия, встречается с чиновниками, а также при любом удобном случае проводит время с россиянами из самых разных социальных слоев.
Макфол с гордостью говорит: "Я выступал с двухчасовыми лекциями на русском языке. Интересно, делали ли это когда-нибудь другие дипломаты".
Правда, говорить на иностранном языке легче, чем писать на нем. Некоторые фолловеры охотно придираются к грамматическим ошибкам в "Твиттере" Макфола. Посол совершенствуется - по вечерам он часто сидит со словарем, стараясь, чтобы его тексты для "Твиттера" были написаны на безупречном русском.
"Подход Макфола к дипломатии раздражает некоторых российских дипломатов и кремлевских чиновников", - отмечает Немцова. Сергей Марков, работающий в правительственных структурах, заметил, что российская дипломатия находится "на другом краю спектра" - "мы заново изобретаем нашу экзотическую, империалистическую дипломатию с гораздо большей дисциплиной, поскольку нам нужно именно это". Однако Марков похвалил таланты Макфола и назвал его "трендсеттером": "Теперь даже наш МИД следует его примеру, используя "Твиттер".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях