Le Figaro | 7 июля 2005 г.
Молодые страны теснят "клуб богачей"
С. Л.-Д.
На бумаге в "восьмерку" входит восемь стран (Франция, Великобритания, Канада, США, Россия, Германия, Япония, Италия), наиболее развитых в промышленном отношении и самых мощных на планете. Это "клуб богачей", главная миссия которого - осознавать первостепенные глобальные задачи и содействовать их скорейшему решению через соответствующие международные организации. Он не имеет ни юридического статуса, ни постоянного секретариата. "Мы довольствуемся лишь тем, что даем импульс", - поясняют французы.
Но в состоянии ли теперь "восьмерка" влиять на ход глобализации - без Китая, Индии или, например, Бразилии? Ситуация в мире изменилась. Китай уже давно перегнал по экономическим показателям такие страны, как Канада. И, по оценке банка Goldman Sachs, через несколько лет в пятерку сильнейших в экономическом плане стран мира войдет Индия.
Если учесть, что к 2050 году самыми богатыми будут США, Китай, Индия, Япония, Великобритания, Франция, Германия и Южная Корея, а Италия и Россия выпадут из этой категории, впору усомниться в репрезентативности "восьмерки". "Это полный анахронизм", - возмущался недавно Ричард Холбрук, бывший американский представитель в ООН.
Членам "восьмерки" это известно. Им трудно продолжать игнорировать молодые страны. Три года назад некоторые африканские страны были приглашены в кулуары саммита в Кананаскисе. В Эвиане в 2003 году президент Ширак поступил так же, пригласив руководителей Китая, Индии, Мексики и некоторых лидеров из Движения неприсоединения. В этом году Тони Блэр пошел дальше: для участия в дебатах приглашены главы Бразилии, Индии, Китая, Мексики и ЮАР. Что касается африканских государств, им предложили выступить в защиту своего дела с главной трибуны, поскольку развитие Африки является одной из главных тем повестки дня саммита.
Раздаются голоса, призывающие расширить "восьмерку" за счет новых членов. Технически это возможно: Канада, Россия и Италия подсели в поезд на ходу. Китай отвечает всем условиям, предъявляемым стране-кандидату. Но хочет ли он сам этого? "Если вы встретите китайского руководителя, который относится к этой идее благосклонно, представьте его мне", - шутят в Елисейском дворце. Пекин испытывает некоторое недоверие к "благополучным" странам. Это не его мир. Подобно Бразилии и Индии, он предпочитает рассчитывать на "большую двадцатку" - коалицию молодых стран, появившуюся на свет после провала конференции ВТО в Канкуне в 2001 году.
Объединившись таким образом против стран Севера, они смогли выиграть несколько крупных торговых баталий. Пример тому - Бразилия, победившая в хлопковой войне США, а в сахарной войне - Европейский союз. Не движется ли мир к появлению двух "клубов богачей" - одного на Севере, а другого на Юге? "Если бы "большая двадцатка" стала реальным объединением с четкой повесткой дня, мы могли бы опасаться возникновения некой анти-власти. "Этого нет", - говорит французская сторона. Пока нет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях