Financial Times | 7 июля 2008 г.
BP обходится с россиянами как с подданными
Михаил Фридман
Сегодня в Москве созывается чрезвычайное заседание совета директоров нефтяного совместного предприятия ТНК-BP, чтобы отстранить Роберта Дадли от должности главного управляющего. Виктор Вексельберг, владелец 12,5% акций ТНК-BP и представитель Комитета по компенсациям при его совете директоров, направил в BP официальное прошение о выдвижении на эту должность независимого кандидата. Такова наша очередная попытка устранить последствия многолетней недостаточно эффективной работы ТНК-BP.
Нам не оставили другого выбора. К сожалению, BP не согласилась рассмотреть по существу ни одно из предложений, которые мы делали в последние годы. Вместо того чтобы вести с нами диалог, компания предпочла представить в искаженном свете наши цели и характер разгоревшегося спора.
Однако мы соглашаемся с BP по одному пункту - что это спор за контроль над ТНК-BP. Это традиционный, коммерческий спор в связи с несовпадением взглядов на стратегическое развитие предприятия. Должна ли компания ТНК-BP оставаться в узких рамках, находиться под управлением BP, словно ее филиал, и ограничиваться деятельностью в России и на Украине? Или ей следует свободно конкурировать с другими за колоссальные благоприятные возможности, доступные по всему миру, и превратиться в независимую, динамичную транснациональную нефтяную компанию?
Утверждать, что ТНК-BP работает недостаточно эффективно, - значит сильно смягчить положение дел. С 1 сентября 2003 года - дня учреждения предприятия - по 1 июня нынешнего года капитализация ТНК-BP выросла всего на 138%. Для сравнения: стоимость "Лукойла" увеличилась на 467%, а российский фондовый рынок поднялся на 355%. За последние два года, в то время как другие нефтяные компании обеспечивали рекордный рост дивидендов, главный управляющий ТНК-BP попросил его акционеров согласиться на сокращение дивидендов на 75% и принять совокупный доход акционеров в размере 4%.
Почему в нашей компании имеет место стагнация? Потому что BP не хочет, чтобы наша компания выросла и сделалась ее конкурентом на международном уровне, BP считает ее лишь средством приобретения дополнительных запасов, призванным подкрепить курс акций самой BP, остающийся неизменным с 2003 года. Она заперла ТНК-BP в границах России и Украины, хотя в соглашении акционеров не содержится никаких ограничений, которые препятствовали бы международной экспансии.
Члены совета директоров и топ-менеджеры, пришедшие из BP, отвергли или застопорили 20 международных проектов, предложенных руководством компании с 2003 года, в том числе шансы осуществлять разведку и эксплуатацию в Казахстане, Туркмении и Ираке, а также возможности по переработке нефти в Польше, Германии и странах Балтии. ТНК-BP особенно хорошо приспособлена для осуществления проектов такого рода благодаря своей уникальной структуре собственности и связям в политических кругах.
AAR, консорциум российских инвесторов ТНК-BP, твердо привержен идее долгосрочного стратегического развития компании. Нас удручает, что BP зашоренно смотрит на ее потенциал. Возможно, это узкое понимание отвечает интересам BP, но оно не соответствует интересам компании, то есть всех ее акционеров, включая миноритарных акционеров филиалов. Мы уже много лет выдвигали эти аргументы в учтивой форме, но бесплодно. Поэтому перемены необходимо.
Следует назначить независимого главного управляющего, который действовал бы в интересах ТНК-BP, а не одного из акционеров. Нужны также независимые члены совета директоров. Новый главный управляющий - кандидатуру которого BP вправе внести - должен быть наделен полномочиями по формированию команды менеджеров, не связанной обязательствами перед каким-то одним акционером. Компании следует уменьшить опасную чрезмерную зависимость от лиц, прикомандированных BP, и нанять больше технических специалистов из других транснациональных нефтяных компаний. Мы полагаем, что эти требования разумны и соответствуют международным нормам корпоративного управления.
BP предпочитает изображать AAR как рейдеров и намекает, что этот спор якобы касается вопроса о верховенстве закона в России. Извращая факты, она словно бы не замечает того, что в отношении некоторых иностранных сотрудников ТНК-BP проводятся проверки в связи с возможными нарушениями российского трудового, миграционного и налогового законодательства, а следовательно, ТНК-BP и ее акционеры подвергаются риску привлечения к судебной ответственности.
Примером тому является недавний конфликт из-за заявок на выдачу виз иностранным сотрудникам ТНК-BP. BP не является "жертвой междоусобной борьбы за власть в администрации", как утверждалось в редакционной статье Financial Times от 2 июля. Правда намного прозаичнее. Действия Дадли - тот факт, что он аннулировал полномочия юристов компании, отвечавших за контакты с Федеральной миграционной службой, - создали серьезные помехи для процесса подачи заявлений на визы. Тем не менее международные СМИ бросились защищать BP.
Мы считаем, что совместному предприятию суждена долгая жизнь, и не намереваемся продавать свою долю в компании с блестящими перспективами. Собственно, мы были бы рады продлить мораторий на продажу наших акций ТНК-BP. Мы делаем ставку на рост нефтяной промышленности и российской экономики. Мы хотим повысить доходы и прибыль компании и восстановить ее дивиденды. Мы хотим превратить ТНК-BP в крупную транснациональную нефтяную компанию.
Но мы сможем это сделать только в том случае, если BP будет обращаться с нами как с партнерами, а не как с подданными.
Автор - председатель совета директоров ТНК-BP, основатель "Альфа-Групп", которой принадлежат 25% ТНК-BP. "Альфа", Access Industries и "Ренова" создали AAR Consortium, контролирующий 50% ТНК-BP
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях