Financial Times | 7 июля 2009 г.
Обама должен быть тверд в своей внешней политике
Гидеон Рахман
Как пишет обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман, "харизматическая аура" Барака Обамы более не может скрывать неудобную правду: внешняя политика Белого дома переживает кризис. Беспорядки в Иране перечеркнули планы переговоров с режимом Ахмадинежада, а Россия, похоже, все еще воспринимает двусторонние отношения как "армрестлинг". В таком непростом положении, уверен автор, самое главное для молодого либерального президента не поддаваться давлению и не предпринимать в панике жесты в духе "мачо".
Еще недавно советники Обамы рисовали в своем воображении его "драматический президентский визит в Тегеран, речь перед ликующими студентами и обезоруживающую улыбку для Ахмадинежада", пишет Рахман, но теперь иметь дело приходится с ослабленным и агрессивным режимом, намеренным продолжать ядерную программу.
Едва ли лучше обстоит дело и в отношении России, продолжает он. Подписанные накануне соглашения о сокращении ядерных арсеналов и транзитных маршрутах "не могут потушить тлеющий антагонизм, порожденный прошлогодней войной в Грузии". Более того, Обаме не удалось добиться поддержки Кремля по иранской проблеме - значит, принятие новых санкций через ООН затруднено.
Эта тупиковая ситуация указывает на проблему в подходе Обамы к России: он пытается избавиться от ненужного антагонизма, появившегося при его предшественнике, и сотрудничать так, чтобы выигрывали обе стороны (модель win-win), в то время как в Кремле эти отношения по-прежнему воспринимают как своего роде "армрестлинг". Так, принижение значимости вопроса о Грузии трактуется как готовность признать за Россией "сферу влияния" на постсоветском пространстве.
Тем временем на родине Обаму его политические оппоненты, консерваторы, называют "вторым Джимми Картером", имея в виду слабость и наивность последнего во внешней политике. В этой ситуации важно, заключает Рахман, чтобы молодой либерал Обама не поддался этому давлению из-за ошибок в Иране и России, твердо придерживался своего внешнеполитического курса и не повторял ошибок Кеннеди (Вьетнам) и Картера (провальная операция по спасению американских заложников в Тегеране).
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях