Frankfurter Allgemeine | 7 июня 2010 г.
Чернобыль нефтяной эпохи
Мелани Аман, Винанд фон Петерсдорф
Пессимисты призывают человечество обращаться с техникой осторожнее. Однако и у катастроф есть положительные стороны, замечает Frankfurter Allgemeine Zeitung, - они демонстрируют цену прогресса.
"Настала эра инноваций", - ликовал концерн Shell, открывая глубоководную нефтегазовую платформу Perdido в Мексиканском заливе. "То, что создала здесь матушка-природа, просто великолепно", - делился впечатлениями о глубоководной флоре и фауне один из инженеров. "Недалеко от этой платформы, - продолжают авторы публикации, - матушке-природе теперь приходится страдать из-за того, что натворили коллеги из ВР. С тех пор как глубоководная платформа Deepwater Horizon затонула в результате пожара, около 800 тыс. литров нефти ежедневно выливается в океан, отравляя все, что там ползает, плавает и растет". Уникальная техника, констатирует издание, приводит к уникальным экологическим катастрофам.
"Катастрофа в Мексиканском заливе, - говорится в статье, - наряду с пессимистическим настроением, влечет за собой абсолютно конкретные и принципиальные вопросы: как современное общество должно обеспечивать прогресс? И какую роль в этом должна играть техника?"
"Катастрофа обнажила техническое высокомерие концернов. Мы переживаем Чернобыль нефтяной эпохи", - считает культуролог Клаус Леггеви. Нефтяные гиганты одурманили население "буровыми рекордами", сделав его слепым к рискам, сопряженным с их методами.
Помимо любопытства и чар неизведанного, инженеров стимулируют рынки и потребители. Новые комплексные технологические решения обеспечивают потребителей более выгодным топливом на многие годы. Катастрофы в подобные расчеты не включаются, добавляет издание. Методика глубоководного бурения для этого еще слишком нова, а сценарии катастроф слишком сложны, поясняют эксперты. "Производство ядерной энергии сегодня более предсказуемо, чем нефтедобыча на глубине", - считает экономист Ульрих Витт.
После аварии на Deepwater Horizon рынки кое-что поняли: компания ВР потеряла четверть биржевой стоимости. "Потребовалась катастрофа, чтобы иметь возможность оценить риски. Неизвестность, - пишут авторы, - делает и государственное регулирование непростой задачей". Приходится учиться на ошибках. Однако этот принцип работает. Если в 1970-х ежегодно в среднем фиксировалось до 25 крупных аварий нефтетанкеров, то с начала 2000-х их случалось уже не более трех в год. "Это было дорогостоящим процессом - последствия некоторых аварий ощущаются до сих пор".
Альтернативой методу "учимся на ошибках", который предусматривает существенную терпимость в обществе, является метод предотвращения, за который ратуют экологи: "Новые технологии запрещаются до тех пор, пока не будет доказана их полная безопасность". Однако, замечают журналисты, трудность этого принципа в том, что заранее нельзя понять, что брать за критерии полной безопасности. Кроме того, подобный принцип препятствует техническому прогрессу, который априори связан рисками.
"Технический прогресс - проверенный метод сделать общество менее уязвимым к напастям любого рода", - пишет американский ученый Индур Гоклани, напоминая о таких проблемах этого столетия, как голод, нехватка питьевой воды, разнообразные инфекции. За последние 150 лет эти риски в бедных странах были уменьшены, а в развитых практически устранены. Техника является проблемой и решением одновременно, подытоживают авторы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях