Статьи по дате

Die Welt | 7 марта 2000 г.

Реформатор неудавшихся реформ

Герберт Кремп

И.о. президента России Владимир Путин может представить себе Россию, входящую в НАТО. НАТО, однако, этого представить не может. Но НАТО понимает сигнал из Москвы: Путин - политик, смотрящий на Запад, который хочет создать для России достойное место в Европе.

20 февраля умер реформатор первой волны Анатолий Собчак, бывший мэр Санкт-Петербурга. Собчак проложил дорогу в политику молодому поколению, таким как Путин и Чубайс. Образ самого Собчака, профессора права, ставшего символом перестройки, получил трагическую окраску. Будучи ?патриархом российской демократии?, Собчак фактически стал одним из создателей мафиозного режима.

В 1996г. Собчак сошел с политической арены, однако продолжал внимательно наблюдать за своими учениками, идущими собственным путем. Собчак ознаменовал собой окончание эпохи ?романтических надежд и мирной революции? и наступление нового жесткого времени прагматиков. Демократ стал сторонником жесткого подхода в руководстве страной, который олицетворяет Путин со своей ?диктатурой закона?.

Со смертью Раисы Горбачевой, уходом Ельцина и смертью Собчака, в России действительно наступил поворот в направлении ?просвещенного чекизма?, который пугает многих на Западе. Мало вероятно, чтобы Путин не осознавал номенклатурного происхождения коррумпированно-криминального российского капитализма. Почти парадоксально, но своему возвышению Путин обязан наступившему конфликту целевых установок: демократия и война, рыночная экономика и финансовая олигархия, желание интегрироваться в мировую систему и проявления великодержавного шовинизма - эти несовместимые понятия сопровождают Россию на пути в будущее.

Аналитики убеждены, что Путин должен устранить противоречия, проявившиеся в ходе реформ Ельцина: отрезать боярам бороды - но как? Должен ли новый президент сразу после избрания попытаться сократить полномочия могущественных олигархов Березовского, Абрамовича и Чубайса, победить коррупцию и положить конец бегству капитала за границу? И еще один вопрос. Неизвестно будет ли терпеть Путина мафиозная среда, порожденная такими, как Собчак.

В своем новогоднем послании, распространенном в Интернете, Путин говорил о ?русской идее?. После обучения в КГБ и у Собчака для Путина может быть только одна интерпретация: ?русской идеи? - патриотизм, в кавказской тени которого вознесся новый российский лидер. Путин не имеет в виду воинственный патриотизм, точно также как под ?сильным государством? он не подразумевает диктатуру. Путин говорит о правовом государстве и интеграции страны в мировую экономику. Понятно, что Путин хочет быть предсказуемым для Запада, однако противоречия остаются.

Российский патриотизм - это попытка объединения, основа ?большой коалиции?, которая сняла бы все противоречия.

К альянсу могут быть привлечены либералы, сторонники Гайдара, Чубайса, а после выборов и Явлинский. Под большим сомнением остается верность олигархов. Они господствуют в условиях хаоса и являются естественными противниками порядка.

Патриотизм и ортодоксальность - мир Путина. Он полон противоречий, конфликтов и перспектив. Путин возвысился на войне. Он должен укрепить свое положение в качестве реформатора неудавшихся реформ.

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru