Статьи по дате

The Wall Street Journal | 7 марта 2003 г.

Нефть потечет на восток по двум новым российским трубопроводам

Джин Вейлен, Мартин Феклер

Поскольку добыча российской нефти увеличивается, Россия намеревается построить два новых трубопровода, по которым сибирский сырец впервые будет поставляться на восток ? в Китай и Японию, и может объявить об этих планах уже на будущей неделе.

Источники, близкие к проекту, говорят, что первым, вероятно, будет построен китайский трубопровод, хотя официально решение об этом пока не принято.

В последние месяцы российские планы, связанные с трубопроводами, вызывают большой интерес, поскольку страны, являющиеся крупными потребителями энергии, ищут альтернативные источники нефти, стремясь оградить себя от нестабильности на Ближнем Востоке, хотя трубопроводы и не смогут стать ответом на их нужды, касающиеся ближайшей перспективы. Чтобы получить новые трубопроводы из России, которая является вторым в мире крупнейшим экспортером нефти и в настоящее время отправляет сырец в основном в Европу, Пекин и Токио конкурировали между собой.

Поначалу казалось, что Россия склонна выбирать между Китаем и Японией, но в четверг пресс-секретарь правительства Алексей Горшков заявил, что государство, скорее всего, одобрит план, по которому оба потребителя будут получать нефть в течение длительного времени. Нефтепровод, проект которого сейчас рассматривается, пойдет из сибирского города Ангарска, а затем будет разделен на две ветки: одна возьмет направление на китайский город Дакхин, а вторая ? на российскую Находку, порт на Тихом океане, недалеко от Японии. На этой неделе из Токио в Москву приехал высокопоставленный торговый чиновник Ивао Окамото, чтобы предложить финансовую помощь в строительстве японской ветки.

Строительство нефтепроводов займет годы, но в итоге они помогут преодолеть узкое место в российском экспорте, поскольку сейчас страна плавает в собственной нефти. На внутреннем рынке российский сырец продается всего по 5 долларов за баррель, тогда как на мировых рынках цена барреля 30 долларов, а то и больше. Частные нефтяные компании уже предложили инвестировать миллиарды в новые трубопроводы и порты, но, по слухам, правительство хочет сохранить контроль над всей экспортной инфраструктурой.

По словам г-на Горшкова, правительство может одобрить проект на заседании в четверг, но окончательные планы будут зависеть от результатов дальнейшей разведки новых запасов нефти в восточной Сибири. Токио предлагает финансовую помощь, размер которой оценивается в 5 млрд долларов, в строительстве более длинной японской ветки, но некоторые аналитики полагают, что эта часть проекта может оказаться экономически нежизнеспособной, если в восточной Сибири не обнаружится достаточных запасов.

Новые проекты дают России шанс существенно увеличить торговлю с двумя азиатскими экономическими гигантами. Китай, где потребление нефти растет самыми быстрыми в мире темпами, сегодня импортирует из России лишь 4 процента потребляемой нефти, покупая почти половину импорта на Ближнем Востоке. В свою очередь, Япония стремится уменьшить свою зависимость и от Ближнего Востока, и от атомной энергии. То, что недавно токийским энергетическим компаниям пришлось остановить реакторы из соображений безопасности, вынуждает Японию увеличить импорт нефти.

"Японии нужны альтернативы", ? заявил в интервью заместитель директора нефтегазового подразделения японского Министерства экономики Юсифуми Муразе.

Хотя российский нефтяной гигант "Юкос" планировал профинансировать строительство китайской ветки, которое стоит 1,7 млрд долларов, по словам главы "Юкоса" Михаила Ходорковского, государственная монополия "Транснефть" настаивает на том, что заплатит за трубопровод, и владеть им будет она. В интервью Ходорковский поставил под сомнение способность "Транснефти" работать так же эффективно, как частный сектор. "Сколько это будет стоить (государству) по сравнению с тем, что могли бы сделать мы?"

"Юкосу" принадлежит самая большая доля нефтяных запасов, находящихся ближе всего к Китаю, и компания потратила несколько лет на лоббирование строительства нефтепровода именно в этом направлении. К китайскому рынку давно присматривается и британская BP PLC. Принятое ею в феврале решение инвестировать 6,75 млрд долларов в до сих пор не названную российскую нефтяную компанию отчасти обусловлено желанием поставлять нефть и газ через границу в Китай.

Предполагается, что наибольшая пропускная способность китайской экспортной ветки составит 600 тыс. баррелей в день. Строительство может начаться уже в нынешнем году и завершиться к 2005. В последнее время "Транснефть" утверждает, что может ежедневно отправлять миллион баррелей в Находку, но г-н Горшков уклонился от комментариев, касающихся цифр и сроков окончания строительства этой ветки.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru