La Repubblica | 7 марта 2006 г.
Переоценка ценностей: от детей к благополучию
Карло Брамбилла
Эквилибристика - только так можно назвать титанические усилия, которые необходимо приложить женщине, чтобы попытаться достичь успеха одновременно на всех фронтах: семья, дети, любовь, красота, здоровье, благополучие, работа, карьера, культура, путешествия, друзья, социальный долг. Накануне 8-го Марта Eurisko опубликовала данные большого исследования, посвященного тому, насколько изменились итальянские женщины и их ценности за последние 10 лет. В опросе приняли участие 5 118 женщин в возрасте старше 14 лет. На протяжении многих лет ученые задавали один и тот же вопрос: "Что для вас представляет больший интерес: иметь или достигать?" Ответы лучше любого трактата по социологии иллюстрируют, как изменились в направлении "многофункциональности" ожидания половины населения страны. Растет стремление иметь детей, но одновременно растет и желание иметь больше времени на удовольствия. Вместе с этим сокращается тяга к культуре у молодых женщин, культура начинает интересовать лишь после 45 лет.
Различные возрастные группы уделяют большое внимание физическому и психологическому благополучию, ставя при этом разные акценты. Для самых молодых женщин, от 14 до 29 лет, это означает, прежде всего, заботу о теле и стремление иметь "достойный и ухоженный вид". После 45 и особенно после 60 лет на первом месте оказывается "здоровье". Среди "представительниц элиты", обладающих большими возможностями в экономической, социальной и культурной сферах, преобладают те же настроения, что и в самой молодой группе.
Далее следуют вопросы, касающиеся экономического благополучия, дома и семьи. В шкале ценностей самых молодых и "элитарных" женщин на первом месте находятся работа, "достойная зарплата" и стремление порадовать себя в свободное время, в частности, "путешествовать". Для всех категорий все большее значение обретает эмоциональная сфера. Растет число женщин, которые считают важным "иметь постоянного партнера": 52% в 2005 году по сравнению с 48% в 1996 году. Среди женщин из высшего общества рост составил с 57% до 61%. Одновременно растет и число женщин - в основном молодых и представительниц элиты, испытывающих потребность в общении с друзьями и пытающихся выкроить время для самих себя, чтобы отдохнуть и устроить себе каникулы.
"Итальянские женщины учатся инвестировать в себя и свое здоровье, - поясняет социолог Розана Савольделли, участвовавшая в исследовании. - Но это не мешает им думать об окружающем мире, если не через непосредственное участие в великих проектах, то хотя бы косвенно через небольшие конкретные шаги в направлении улучшения мира. От пожертвований на благотворительны цели до защиты окружающей среды, например, сбора отходов".
Доминирующей тенденцией, похоже, является самореализация в различных областях. "Когда-то говорили, что женщина красива, но глупа, или же дурнушка, но умная, - комментирует Розана Савольделли. - Как давно это было. Сегодня женщины хотят быть милыми и интеллигентными. Имеющими детей и эмансипированными. Нежными и сильными". Как сложно не переступить знаменитый "порог нервного срыва" (имеется в виду фильм испанского режиссера Педро Альмодовара "Женщины на пороге нервного срыва". - Прим. ред.).
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях