Der Standard | 7 марта 2006 г.
Комитет солдатских матерей: "И тогда начнутся народные волнения"
Корреспондент
Валентина Мельникова, председатель Комитета солдатских матерей, о политической взрывоопасности дедовщины в российской армии. Интервью
- Дело Сычева - это первый случай, когда пресса освещает издевательства над новобранцем с подобным размахом. Может ли данное дело иметь политические последствия?
- Последствия будут зависеть от поведения военных и депутатов. Уже полтора года мы пытаемся предотвратить внесение поправок в закон, направленных на отмену отсрочек и сокращение оснований, освобождающих от службы в армии. Министр обороны хочет удвоить количество призывников. Если это будет сделано, безусловно, начнутся народные волнения.
- Ситуация будет еще более взрывоопасной, чем при прошлогодней отмене натуральных льгот?
- Да, ведь речь идет о других людях. Это коснется молодежи, их семей, то есть граждански активных людей, которые готовы бороться не только за себя, но и за своих детей. Если сейчас начнут призывать в армию всех без исключения, то семьи, где есть старики или маленькие дети, лишатся кормильцев.
- Носит ли дедовщина системный характер?
- Все это существует с 70-х годов; с 1972 года армия пребывает в кризисе. Но я должна исправить распространенную ошибку: дедовщина - это не феномен, а систематическое применение пыток, систематические преступления против личности, вымогательство денег. Ребят толкают к самоубийству. Слово "дедовщина" намеренно введено в обиход офицерами, отвечающими за имидж армии, чтобы не называть преступление преступлением, подогнать его под социологическое понятие. Конфликты существуют не только между старослужащими и новобранцами: 35% солдатских жалоб поступают в связи с преступлениями офицеров. И жертвы - это не только солдаты-первогодки, но и старослужащие.
- В качестве выхода президент Путин предложил создать военную полицию...
- Это полная бессмыслица. Подобный законопроект уже исходил в 1997 году от начальника по воспитательной работе в армии, который выдумал понятие "военная полиция" для спасения своего ведомства. Как это будет выглядеть? Сколько людей понадобится для предотвращения преступлений? 750 тысяч? Они будут жить в казармах? Во всем мире функция военной полиции - это контроль над военнослужащими вне воинских подразделений. У нас уже есть организации с подобными функциями.
- Что же тогда может способствовать преодолению сегодняшних проблем?
- Отмена призыва. Создание новых вооруженных сил на добровольной и профессиональной основе. Сокращение сроков военной службы ничего не даст, так как у нас новобранца могут превратить в инвалида в первый же день.
- Вам чинят препятствия в вашей работе?
- И еще какие. У нас хотят отобрать помещения, в судебном порядке закрывают Российский центр прав человека, членами которого мы являемся. А теперь Кремль впервые в нашей истории пошел против нас в политическое наступление: в журнале "Эксперт" кремлевского идеолога Глеба Павловского появилась идиотская статья о Сычеве, а рядом - редакционный комментарий, который на сто процентов исходил из кремлевской администрации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях