The Washington Post | 7 марта 2006 г.
Россия одобряет спорный план строительства нефтепровода по берегу Байкала
Питер Финн
В понедельник российское регулирующее ведомство одобрило спорный план по строительству крупного нефтепровода, который пройдет менее чем в полукилометре от озера Байкал - самого большого пресноводного озера в мире.
До принятия решения была проведена экологическая экспертиза. По словам ряда экологов и некоторых других российских экспертов, в ходе ее проведения имели место подтасовки со стороны экспертного совета, а также оказывалось политическое давление на ученых, не согласных с положительной оценкой комиссии.
"Даже если речь идет о миллионах долларов, российское правительство не имеет права создавать риск для озера Байкал", - сказал на прошедшей в Москве пресс-конференции член экспертной комиссии Андрей Поярков, биолог из Института проблем экологии и эволюции Российской академии наук.
Глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в понедельник подписал приказ, утверждающий положительное заключение, вынесенное на прошлой неделе экспертной комиссией, сообщило российское информационное агентство "Интерфакс".
Экспертная комиссия отменила свое же решение, принятое в прошлом месяце, когда не был одобрен маршрут нефтепровода на том основании, что в случае разрыва трубопровода (который пройдет в сейсмоопасной зоне) тысячи тонн нефти могут попасть в озеро Байкал, которое является одним из природных сокровищ России. ЮНЕСКО занесло это озеро в cписок мирового наследия еще 10 лет назад.
Государственная компания "Транснефть" планирует построить нефтепровод длиной 2500 миль от города Тайшета в Восточной Сибири до побережья Тихого океана. Его пропускная способность составит 80 млн тонн нефти в год, что даст возможность увеличить экспорт российской нефти в Китай, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этот проект стоимостью в 11,5 млрд долларов является одной из стратегических целей правительства Владимира Путина, которое хочет диверсифицировать сеть экспортных нефтепроводов, а также превратить Россию в энергетическую сверхдержаву.
Руководители "Транснефти" заявляют, что изменение маршрута нефтепровода чревато увеличением стоимости проекта на сотни миллионов долларов и значительной задержкой с началом работ. Они утверждают, что проект не угрожает безоопасности Байкала.
"Транснефть" примет все необходимые меры для того, чтобы озеру Байкал не угрожала никакая опасность, - сказал президент "Транснефти" Семен Вайншток в интервью "Российской газете". - К примеру, если в среднем толщина труб, которые мы прокладываем в России, составляет 9 миллиметров, то толщина труб, которые будут проложены возле Байкала, составит 27 миллиметров".
Прежде чем проект был утвержден, некоторые официальные органы пытались с ним бороться. В сентябре прошлого года Министерство природных ресурсов отвергло предложение проложить трубопровод по берегу Байкала. Правда, через два месяца министерство отменило свое решение. Как утверждают российские средства массовой информации, это произошло под давлением Кремля.
В прошлом месяце 46 из 52 членов экспертной комиссии, назначенной "Ростехнадзором" для изучения проекта, проголосовали против предложения проложить трубопровод возле озера Байкал.
После этого голосования "Ростехнадзор" добавил в комиссию еще 34 человека, причем все новые эксперты поддержали проект, сообщил Геннадий Чегасов, член комиссии, возражающий против предложенного маршрута. Чегасов сказал, что эксперты, ранее проголосовавшие против проекта, подверглись сильному давлению: людей предупредили, что, если они проголосуют против, это будет концом их научной карьеры.
Тем не менее, сторонники проекта испытывали сложности с тем, чтобы набрать большинство в две трети голосов, необходимое для одобрения проекта, говорит Чегасов. В итоге 58 членов из расширенного состава комиссии проголосовали за проект и 27 - против.
На прошлой неделе Путину вручили обращение за подписью 14 тысяч россиян, в котором его просили принять меры по изменению маршрута нефтепровода.
В понедельник связаться с пресс-секретарем "Ростехнадзора" не удалось. На прошлой неделе это ведомство отказалось давать комментарии по поводу обвинений в том, что оно манипулировало процессом экспертизы и голосования.
Руководитель Байкальского проекта Greenpeace Роман Важенков заявил, что противники проекта обратятся в российские суды, а также будут добиваться того, чтобы международные кредиторы не финансировали строительство. Он сообщил, что его организация уже направила письма в крупные банки США, Европы и Японии.
Организация Greenpeace и другие оппоненты проекта говорят, что они согласны с тем, что этот нефтепровод необходим, и возражают только против маршрута.
Президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил в интервью "Российской газете", что Greenpeace и другие природоохранные организации пляшут под дудку кукловодов из-за рубежа, которые не хотят усиления Китая после того, как он станет импортировать больше российской нефти.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях