Corriere della Sera | 7 марта 2007 г.
"Фото после возвращения из космоса? Это трюк, мы их отсняли заново"
Фабрицио Драгосей
Это вовсе не было счастливым и триумфальным путешествием. Полет первой женщины в космос превратился в одиссею, которая едва не закончилась трагически: космический корабль был запущен в бесконечность. Возвращение на Землю было таким жестким, что его пришлось отснять заново для киножурналов после лечения главной героини в госпитале.
Валентине Терешковой, первой женщине-космонавту, исполнилось 70 лет. Она решила рассказать правду о своем полете, который вписывался в рамки беспощадной борьбы, которую две сверхдержавы вели, в том числе, и за пределами земной атмосферы. Таким образом, в обстановке жесткого противостояния (даже в терминах: космонавты - в СССР, астронавты - в США) полет Валентины Терешковой должен был стать таким же успешным, какими были полеты Юрия Гагарина в 1961 году и собаки Лайки в 1957 году.
В интервью "Комсомольской правде" Терешкова рассказала, что в самом начале, после запуска 16 июня 1963 года, все шло хорошо. "До выхода на околоземную орбиту", - сказала она. Через 30 витков ученые поняли, что произошла трагическая ошибка. Космический корабль "Восток", совершая полет по заданной орбите, не приближался к Земле, а удалялся от нее. Очень скоро корабль должен был преодолеть земное притяжение и затеряться в космосе. Из Центра управления полетами поступили данные по коррекции орбиты. Но несчастья бедной Валентины на этом не закончились. Корабль был крохотным, она оставалась прикрепленной к креслу в скафандре и в шлеме в течение всех 70 часов 50 минут полета. Терешкова испытывала болезненные ощущения, причиной которых была невесомость. "Меня стошнило", - рассказала она. На второй день у нее начала болеть правая нога, на третий день боль стала невыносимой. Шлем давил на плечо, датчик на шлеме постоянно давил. Трудно себе представить, каково находиться в скафандре с рвотой и всем остальным.
Корабли "Восток" не могли обеспечить выживание космонавтам в момент удара о земную поверхность. И поэтому после приземления Валентину просто "выстрелило из кабины" взрывным устройством, как это происходит, когда пилоты самолетов катапультируются в случае опасности. "Когда я катапультировалась, меня охватил тихий ужас. Внизу подо мной было озеро. Первая мысль: Господи, послали одну женщину, и надо же будет ей угодить в воду!" Космонавток учили приводняться. Но хватит ли сил удержаться на воде после выматывающего полета? Повезло - озеро перелетела. У земли сильный ветер, он тянет за собой громадный купол. "Больно ударилась о гермошлем, - объясняет Терешкова. - Парашют, наконец, отошел, но на носу появился хороший синяк".
Она испытывала боль, она была грязной, в полуобморочном состоянии, и ее сразу же отвезли в госпиталь. Но Советскому Союзу требовалось триумфальное возвращение из космоса первой женщины-космонавта. Поэтому, как только она поправилась, ее сразу же отвезли в район посадки в чистом комбинезоне, готовую продемонстрировать свою лучшую улыбку для киносъемок.
А через пять месяцев генеральный секретарь компартии Хрущев объявил миру о новом событии: о первом браке между космонавтами. Валентина и Андриан Николаев, третий космонавт в мире, стали мужем и женой. Говорят, на женитьбе настояли врачи. Они хотели посмотреть, какими могут быть дети от такого брака.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях