Le Figaro | 7 марта 2007 г.
От Джоконды к принцессам Строцци
Франсуа Отэ
Итальянский специалист по генеалогии, проделавший большую исследовательскую работу, считает, что обнаружил потомков прославленной Моны Лизы, изображенной Леонардо да Винчи. Журналист газеты Le Figaro встретился с двумя сестрами в Париже
Жил был принц Тосканский, и было у него две дочери, обе одинаково грациозные, веселые и очаровательные.
Младшая, Ирина, была нежна и приветлива и говорила на семи языках. Став виртуозной пианисткой, она начала изучать экономику в Университете Боккони в Милане. Потом она стажировалась у друзей семьи: у Тони Блэра на Даунинг-стрит, 10 и у председателя Еврокомиссии Мануэля Баррозу в Брюсселе. Несколько дней назад, когда ей исполнилось 24 года, она получила профессию деловой женщины, закончив обучение в компании JP Morgan.
Старшая, Наталья, веселая и кокетливая, училась танцам у Рудольфа Нуриева, снимала фильмы с Альберто Сорди и Клодом Лелушем и в 29 лет опубликовала в Италии свои воспоминания ("Легко вспомнить"). Книга, переведенная на русский язык, имела огромный успех на берегах Москвы и Невы. Наталья, также талантливая пианистка, считала себя меньшей "интеллектуалкой", чем Ирина, потому что научилась говорить только на пяти иностранных языках.
Две принцессы Строцци спокойно проводили каникулы между Позитани и Сен-Бартолеми с другими молодыми людьми своего возраста и социального положения. В остальное время они жили у отца, принца Джероламо Строцци в своих тосканских владениях в Кузоне. В ожидании своих очаровательных принцев они постигали искусство виноделия, ибо это было семейной традицией на протяжении 1200 лет. Не их ли знаменитому кьянти посвящали свои поэмы Данте, Боккаччо и Микеланджело?
В прошлом месяце специалист по генеалогии флорентийских семейств нарушил их спокойное существование. Некий Доменико Савини погрузился в изучение семейных архивов Строцци, конкурировавших в XIV веке с семейством Медичи. Внезапно Савини выскочил из библиотеки. Он сообщил ошеломленным принцессам Ирине и Наталье, что они - последние потомки Джоконды!
Генеалог Доменико Савини живет во Флоренции. Именно в этом городе он объяснил нам, как от Моны Лизы он дошел до Ирины и Натальи. Его гипотеза базируется на другой гипотезе, которую историки считают наиболее правдоподобной, в основе которой лежит свидетельство архитектора Джорджо Вазари: молодую женщину, которую изобразил Леонардо, звали до замужества Лиза Джерардини. В 1495 году, в 16 лет она вышла замуж за торговца шелком Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, который был на 19 лет старше ее. Лиза дель Джокондо родила своему мужу двух сыновей и дочь. Ее супруг заказал Леонардо в 1503 году портрет Лизы. Но художник не отдал портрет мужу. Он оставил его себе.
О Моне Лизе известно мало, лишь то, что она вела тихое и замкнутое существование в фамильном доме на виа делла Стуфа. Она скончалась 15 июля 1542 года и была похоронена в монастыре Святой Урсулы. Род дель Джокондо прервался в конце XVII века, но сохранился по женской линии. Сначала в результате союза Маддалены дель Джокондо и Николо дель Гарбо. Затем в браке сына Маддалены и Лизабетты де Моцци. В архивах семьи Моцци дель Гарбо, которые в результате патрицианских союзов вступили в XIX век под именем Бомбичи-Понтелли, упоминается портрет Моны Лизы. Доменико Савини удалось установить родство между Моной Лизой и принцессами Строцци благодаря графине Марии Луизе Джучардини, урожденной Бомбичи-Понтелли, унаследовавшей архивы семейств Моцци, дель Гарбо и дель Джокондо. "Самое интересное, - объясняет генеалог, - что в архивах семьи Моцци говорится о портрете Моны Лизы, который еще в XIX веке находился в фамильной художественной галерее. Я не историк искусств, но я уверен, что семья Моцци - связующее звено между семействами дель Джокондо и Строцци".
Le Figaro любит волшебные сказки, поэтому мы решили устроить встречу Джоконды и юных Строцци. Мы назначили юным леди свидание в Париже. За разговором в кафе Ирина и Наталья сначала напомнили, что при всем удивлении, которое вызвало у них возможное родство с Джокондой, их предков можно увидеть как в батальной галерее Версальского замка (Пьеро Строцци, маршал Франции), так и во Флоренции, где их дедушка Франческо Джучардини был мэром (одновременно занимая посты министра сельского хозяйства и иностранных дел). "У нас в роду нет Папы, только святые", - вспоминала Наталья, имея в виду святого Станислава Костку, которого очень любил Иоанн Павел II. Ирина, мечтающая о политике, вспомнила своего деда Франческо Джучардини, философа и историка, бывшего управляющим Ватикана. Мы говорили о Грегори Пеке и Ростроповиче и многих других близких друзьях семьи, один известнее другого. Наталья рассказала о своем желании стать комедийной актрисой ("если возможно, костюмные роли", - уточнила она) и своей самой сокровенной мечте - чтобы очаровательный принц полюбил ее только за личные качества, а не за богатство. Время шло, и наконец настал час для памятной фотографии Джоконды и двух принцесс.
Но французская администрация и слышать об этом не захотела: "Не может быть и речи о том, чтобы фотографироваться с Джокондой! - категорично заявили служащие. - Сначала господин хранитель должен подтвердить подлинность этой фантастической истории!" По тону служащего госучреждения было совершенно понятно, что родина в опасности. Запрещено прикасаться к самой знаменитой иконе в мировом искусстве, которую Франсуа I купил у Леонардо да Винчи за четыре тысячи дукатов (огромная для тех времен сумма). Поэтому потомки Моны Лизы остались без фотографии на память и вернулись в Италию, не заплакав. Скрыв свое разочарование, как и подобает тосканским принцессам, они просто сказали, что налицо недостаток образования служащих в этой стране.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях