Le Monde | 7 марта 2007 г.
Тегеран оказывает давление на феминисток накануне 8 марта
Мари-Клод Декамп
Ни провокаций, ни насилия. Они всего лишь отстаивали свое право на "мирную демонстрацию" и среди бела дня вышли с плакатами к зданию Революционного трибунала в Тегеране, чтобы выразить солидарность с пятью другими феминистками, которых судили в воскресенье 4 марта. Простого скопления активисток феминистского движения оказалось достаточно, чтобы спровоцировать силовое вмешательство полиции. Тридцать три молодые женщины были задержаны незадолго до полудня, некоторых из них бесцеремонно запихали в автобус с задернутыми шторами, который привез их в тюрьму Эвин. Близкие одной из них, Нахид Джафари, говорят, что во время ареста ей выбили зубы.
Пять осужденных женщин (Нушин Ахмад-Хорассане, Парвин Ардалан, Фарида Дауди-Мохагир, Шахла Энтессари, Сусанн Тахмасеби), суд над которыми проходил 4 марта, обвиняются в "нарушении спокойствия" и "подрывной деятельности" за организацию 12 июня 2006 года демонстрации женщин в Тегеране, названной "незаконной". Они хотели привлечь внимание общества к дискриминации, которой подвергаются иранки согласно действующему законодательству. Например, свидетельства мужчин и женщин в суде не обладают равной значимостью, женщинам не разрешается подавать на развод и не предоставляется никаких преимуществ в получении опеки над ребенком при разводе. Эта демонстрация была жестоко разогнана, около 70 человек были арестованы, в том числе случайные прохожие. Пять организаторов были вновь задержаны в воскресенье на выходе из Трибунала.
"Я думаю, власти усилят давление накануне 8 марта, Международного женского дня. Они не хотят, чтобы мы выходили на улицы, где нас могут снимать иностранные камеры", - призналась нам за несколько дней до праздника Деларам, молодая феминистка, заканчивающая свою учебу. С короткими волосами, которые она не скрывает в своей маленькой квартирке, в потрепанных джинсах и короткой футболке Деларам встречает своих лучших друзей. Чай, растворимый кофе, печенье, смех и бесконечные разговоры. Такая же встреча могла бы состояться у студентов в любой другой стране мире.
За исключением того, что 24-летняя Деларам уже прошла через тюрьму просто за участие в женской демонстрации в июне 2006 года. Четыре дня ее допрашивали, без жестокости, но не без угроз и непонимания. Следователи из секретных служб, которым она непрестанно объясняла: "Мы не связаны ни с какой политической партией, мы мирные и независимые", недоумевающе спрашивали: "Независимые от кого?" "Самостоятельное мышление считается здесь подрывной деятельностью", - рассказывает девушка. Ее подругу Сиявуш арестовывали трижды. "Мы не совершили ничего уголовно наказуемого, однако на всех нас заведены дела в полиции", - обреченно говорит девушка. После месяцев неизвестности прямо накануне 8 марта Деларам сообщили, что ее будут судить в июне.
Девушка вместе с друзьями входит в маленькие студенческие группы, посвятившие себя защите прав женщин, детей, помощи больным СПИДом. "В период правления президента-реформатора Хатами у нас еще теплилась надежда, что правительство изменит ситуацию. Нам казалось, что Хатами сочувствует некоторым нашим требованиям, но потом произошли репрессии в университете, и теперь мы уже ни от кого ничего не ждем, - говорит Голам-Реза, студент-инженер. - Мы пытаемся создать что-то вроде общественного форума студентов и способствовать построению гражданского общества, которое могло бы брать на себя ответственность и отстаивать свои права".
А так как женщины, составляющие сегодня 65% иранского студенчества, всегда были, по словам Деларам, "гражданами второго сорта в Иране", их права стали приоритетным вопросом этой мирной борьбы. Все студенческие движения поддерживают инициативу под названием "Миллион подписей за женщин". Речь идет о том, чтобы собрать миллион подписей (на собраниях или ходя по домам) в поддержку требований женщин и показать правительству глубину кризиса. Уже собрано 60 тысяч подписей. Среди них подписи лауреата Нобелевской премии мира Ширин Эбади, а также жены бывшего президента Хатами, внучки основателя Исламской Республики имама Хомейни Зары Эшраги.
И это начинание подверглось преследованиям. "Так как сборища на улицах или в университете запрещены, мы публикуем обращения на сайтах и в блогах. Но они почти всегда подвергаются цензуре. Получается, - добавляет она, смеясь, - виртуальный активизм".
В провинции ситуация обстоит не лучше. В городе Рашт на Каспийском море Зохра и ее муж Мазияр несмотря на молодость уже оба побывали в тюрьме. Накануне того дня, когда Зохра должна была начать местную кампанию по сбору подписей, ее задержали разведслужбы и допрашивали в течение трех часов, чтобы отговорить от участия в этой акции. "В тюрьме я видела женщин, которых забыли, приговорили потому, что у них не было денег на адвоката. Они рассказывали мне о своих страхах, об унижении, о супружеском насилии. Разве так хотят жить современные и образованные иранки? Это необходимо изменить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях