The Times | 7 марта 2014 г.
Поняв Бандеру, вы поймете Украину
Бен Макинтайр
Колумнист The Times Бен Макинтайр предлагает посмотреть на украинский кризис с исторической точки зрения. В этом смысле его "воплощением", "символом культурной, географической и политической схизмы, которая может расколоть эту страну" является, с его точки зрения, украинский националист Степан Бандера. На западе Украины многие считают его "патриотичным борцом за свободу, мучеником, бившимся за независимость от Советского Союза", а на востоке - "фашистским предателем и террористом, который сотрудничал с нацистами и чьи последователи убили тысячи поляков и евреев".
Имя Бандеры до сих пор активно используется в политических баталиях - в частности, "Владимиром Путиным и российскими пропагандистами, нацеленными на то, чтобы изобразить новое правительство Украины нелегитимной бандой фашистских узурпаторов". Насколько болезненным остается вопрос об оценке исторической роли Бандеры, показывают события недавнего прошлого: президент Виктор Ющенко признал Бандеру героем Украины, а сменивший его Виктор Янукович это решение отменил. Как отмечает Макинтайр, Бандеру признают не только крайние, но и более умеренные националисты - он убежден, что 15 тыс. человек, которые в январе приняли участие в факельном шествии по случаю 105-летия Бандеры в Киеве, "никак не могут все поголовно быть неонацистскими головорезами".
Сам Макинтайр характеризует Бандеру следующим образом: "Бандера был глубоко вовлечен в жестокую и отчасти террористическую кампанию за независимость Украины и, без всякого сомнения, считал нацистскую Германию полезным союзником в борьбе с советским господством... Некоторые из сторонников Бандеры были исполненными энтузиазма коллаборационистами, а некоторые принимали участие в массовом убийстве поляков и евреев. Когда на Украине происходила основная масса этнических чисток, Бандера все еще находился в тюрьме, что, конечно, не означает, что он бы их обязательно остановил. Его отношения с нацистской Германией были амбивалентными и оппортунистическими".
Обе стороны украинского конфликта "требуют признания исторических жертв: в России - за жизни, погубленные и сломанные в долгой войне с фашизмом; среди украинских националистов - за долгую и кровавую борьбу, направленную на свержение советского господства. Конфронтация строится на двух противоречащих друг другу интерпретациях истории, и Степан Бандера в ней выступает громоотводом", - заключает Макинтайр.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях