Статьи по дате

Der Standard | 7 мая 2004 г.

Елена Боннэр: Тоталитарный Путин

Эдуард Штайнер

- Как бы вы охарактеризовали первые четыре года президентства Путина

- Путин построил антидемократическое государство. Уничтожение свободной прессы и телевидения, уничтожение верхней палаты парламента, создание семи федеральных округов с их полномочными представителями, которые лично подчиняются Путину, и, конечно же, война в Чечне - все это вместе взятое говорит об абсолютно антидемократической тенденции. К этому следует добавить разрушение выборного процесса, то есть сути того, что составляет демократическое государство. Неважно, из-за применения ли административного ресурса или из-за невозможности выставить партию - главное одно: если лишать избирателей возможности голосовать, то что вообще тогда будет означать слово "демократический"? Кроме того, постепенно был создан новый слой бюрократии и новые органы государственной безопасности. Короче говоря: в России нет демократии.

- Как до этого могло дойти?

- Я не Бог и не могу ответить на этот вопрос.

- Путин начинает второй срок. Чего вы от этого ждете?

- Я думаю, что эта антидемократическая тенденция усилится. Путину повезло с высокой ценой на нефть, она может спасти его и на втором сроке президентства. Однако как только цена на нефть упадет и тем самым изменится уровень жизни людей, Путин пропал. Потому что тогда больше не будет соблюдаться бюджет. Хотя Путин объявил войну бедности, недовольство только растет. При определенных условиях это недовольство может массово вырваться наружу, как, между прочим, это происходит во многих других странах.

- В какой форме и в каком направлении могут усиливаться тенденции во время второго срока?

- В России начались политические аресты. Очень быстрыми шагами мы движемся в направлении не просто авторитарного государства - боюсь, что дело дойдет до тоталитарного режима. Это не означает, что все сразу же будет так, как при Советском Союзе. Но определенный поворот в этом направлении будет. Соответственно в государстве будет расти тенденция к агрессии. Эта агрессия может нацелиться на ближнее или даже на дальнее зарубежье. Я не уверена, что мы будем жить в мире с нашими соседями. Пока эта тенденция не проявлена, пока государственная власть сфокусировалась на том, чтобы сломить сопротивление в самой стране.

- Многие эксперты до сих пор не высказывают такой категоричной оценки.

- Еще не вечер, ситуация еще может ухудшиться, и она обязательно ухудшится. Я не надеюсь, что станет лучше.

- Как вы оцениваете отношение Запада к Путину?

- Трудно говорить о Западе. У Запада столько своих трудностей, что он просто мирится с нынешней Россией. Ему нужна, по крайней мере, формальная дружба с Россией. Причем Россия даже внутри антитеррористической коалиции все больше и больше изолируется. Поэтому я думаю, что сейчас Запад не будет оказывать давление на Путина.

Источник: Der Standard


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru