InoPressa: тема дня | 7 мая 2007 г.
Шестой президент Пятой республики - Николя Саркози
Обзор прессы
В понедельник западные газеты пишут о новом президенте Франции - Николя Саркози. Лидер правящего "Союза за народное движение", 52-летний Саркози получил 53,06% голосов избирателей, а его соперница Сеголен Руаяль - 46,94%. Руаяль уже признала свое поражение.
Газета The Observer считает, что "Саркози может спровоцировать новую французскую революцию".
Николя Саркози - один из самых спорных и неоднозначных людей во французской политике. В ходе избирательной кампании, продолжавшейся несколько месяцев, его девизом было: "Вместе все окажется возможно".
Предвыборная борьба оказалась на редкость жесткой, что свидетельствует о поляризации и расколе общественности, сознающей, что надо сделать исторический выбор между двумя очень разными личностями и двумя различными программами. "Если у Саркози достанет воли и способностей, чтобы воплотить свои обещания в жизнь, он перевернет Францию с ног на голову", - считает Иван Риуфоль, автор передовиц для газеты правых взглядов Le Figaro.
Der Tagesspiegel отмечает, что Николя Саркози, избранный шестым президентом Пятой республики, наслаждается своей победой весьма сдержанно.
В своей речи Саркози сказал: "Я отдаю Руаяль и ее идеям дань уважения. Это идеи, которые близки многим французам. Уважая Сеголен Руаяль, я отдаю дань уважения миллионам французов". Затем он добавил, что хочет вернуть французам гордость за их страну и бороться вместе с согражданами против нетерпимости и сектантства. "Я стану президентом всех французов", - пообещал Саркози.
Французская Liberation пишет о том, что новый президент Франции в ближайшее время намеревается на несколько дней уехать в "отпуск" в уединенное место, чтобы, по его словам, "привыкнуть к своей должности" и отдохнуть. Можно представить себе "отдых" за стеной из телекамер и фотоаппаратов вокруг выбранного места, расположение которого все еще держится в тайне, иронизирует газета. Он высказал желание, чтобы передача власти состоялась 16 мая, и сказал, что не примет участие в церемониях в честь 8 мая.
Знатоки футбола говорят о безупречном сыгранном матче. Предвыборная кампания Николя Саркози напоминает именно такой матч. Начиная с 14 января, когда он произнес свою великую речь по случаю начала кампании в Версале, она являла собой образец политической эффективности и профессионализма. Ему удалось с самого начала сплотить вокруг себя свой лагерь и заглушить все еще многочисленные разногласия среди правых. Все сторонники Жака Ширака один за другим приняли его условия, последним стал Доминик де Вильпен, появившийся на митинге в Берси между двумя турами.
Имея последовательный политический проект, разрабатываемый на протяжении нескольких лет, Николя Саркози представил очень правую программу, которая, с его точки зрения, соответствовала ожиданиям страны. Уверенный в необходимости сражаться за "ценности", приверженцем которых он считается (власть, уважение, труд, заслуги, идентичность), он ни разу не отклонился от своей линии. Именно он вел в танце и задавал темп в ходе четырехмесячных дебатов.
The Financial Times отмечает, что для победы на выборах - как и для совершения убийства - необходимы три элемента: средство, мотив и шанс. Не обязательно быть инспектором Мегрэ, чтобы объяснить триумф Николя Саркози на выборах. В условиях нынешней бурной кампании кандидат неоголлистов располагал самыми мощными средствами и самыми очевидными мотивами, а заодно воспользовался самым блестящим шансом из возможных.
Во-первых, для начала Саркози обзавелся средствами: в ноябре 2004 года он занял лидирующую позицию в правящей партии "Союз за народное движение" и превратил ее в великолепно отлаженную политическую машину. Во Франции партии - особенно правые - традиционно были аморфными образованиями, изменчивыми коалициями, где все делается для сиюминутного удобства, они были скорее похожим на фан-клубы отдельных деятелей, чем на сообщества профессиональных политиков. Но в качестве главы "Союза за народное движение" Саркози создал куда более прочную структуру, тщательно анализируя общественное мнение, расширяя число членов партии и изобретая эффективные методы коммуникации, в особенности через интернет - эту свободную от регулирования среду.
Саркози также сколотил политический лагерь, перетянув на свою сторону потенциальных смутьянов и недоброжелателей. Он наладил отношения со своим давним противником - президентом Жаком Шираком, который скрепя сердце его похвалил. Саркози также позаботился, чтобы Ален Жюппе, экс-премьер-министр, верный сторонник Ширака и былой соперник Саркози, сыграл видную роль в его предвыборной кампании. Саркози к тому же пообещал вернуть ему портфель министра иностранных дел.
Во-вторых, Саркози разработал завлекательную политическую программу, которую несложно было "продать" избирателям. В последние два года "Союз за народное движение" проводил семинары, где обсуждались самые злободневные вопросы: проблемы трудоустройства, образование, социальная интеграция, экология и внешняя политика. Это были "мозговые штурмы", в результате которых партия брала на заметку самые блестящие идеи французских и зарубежных экспертов. Придавая этим идеям концентрированную форму, их превращали в проекты политического курса - а также слоганы, которые обкатывались на фокус-группах. Особое внимание Саркози уделял тому, чтобы пропагандировать жесткий курс в отношении преступности и иммиграции, чтобы привлечь электорат радикального "Национального фронта". Саркози - бывший адвокат, и выступления в суде дали ему необходимые навыки: он ловко умеет убеждать в своей правоте.
В-третьих, сама судьба предоставила Саркози благоприятные обстоятельства для того, чтобы он предложил себя стране. После 12 лет вялой деятельности властей под руководством Ширака Франция истосковалась по четкому курсу и целенаправленных реформам. Работа Саркози на посту министра финансов и министра внутренних дел подкрепила его репутацию человека, у которого слово не расходится с делом: он не занимается болтологией и четко заявляет о своих намерениях. Он в достаточной мере "вписан" в политический истеблишмент, чтобы восприниматься как подходящий кандидат на пост главы государства, но в достаточной мере оставался аутсайдером, чтобы дистанцироваться от "старого режима" Ширака. Сын венгерского иммигранта, не учившийся в престижных заведениях, Саркози - крайне нетипичный представитель правых.
"Новый король, карьерист и аскет" - так озаглавила свой материал итальянская La Stampa. Шестой президент - homo novus в латинском смысле термина, пишет автор, напоминая, что в античном Риме homo novus называли человека, который приехал из провинции, вошел в общество недавно, но стремится занять высокие посты, хотя не имеет необходимого образования. Цицерон был homo novus, Катон Цензор, Агриппа.
Биография Саркози и его характер объясняют не только необычную энергичность его кампании, но и суровое восприятие им страны. Он убежден, что Франция должна посмотреться в зеркало и прекратить рассказывать себе свою завораживающую историю. Великая нация больше не великая, и в мире, в котором господствуют такие гиганты, как Америка и Китай, она обездвижела, окоченела. Он неоднократно повторял, что Франции угрожает опасность стать второразрядной страной, превратиться в "парк для туристов".
Превратности судьбы как будто готовили его к судьбе политика в духе стойкости, которую демонстрируют монахи в пустыне или люди, терпящие боль. Не случайно есть слово, не типичное для французской культуры политики, которое Саркози часто использует, когда рассказывает о своих многолетних достижениях: аскетизм, что буквально означает работу духовную и физическую, осуществляемую в уединении, молитвах, медитации, совершенствовании, проявляя железную волю. В арабском языке этому определению соответствует слово "джихад".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях