La Repubblica | 7 мая 2013 г.
Среди московских активистов, оказавшихся под прицелом: "Нас преследуют, но мы не сдаемся"
Никола Ломбардоцци
Закон об "иностранных агентах" препятствует работе "Мемориала" - некоммерческой организации, которая является символом борьбы за гражданское общество, пишет Никола Ломбардоцци в репортаже, опубликованном в газете La Repubblica.
В представительстве "Мемориала" в Каретном ряду, время, как кажется, двинулось вспять. Возвращаются давние призраки, враждебность режима, бесчувственность бюрократичной управляемой судебной системы, говорится в статье. Возвращаются даже слова, бесстыдно заимствованные из темного прошлого. Того, в котором жили отцы-основатели организации, такие как физик Андрей Сахаров и его жена Елена Боннэр. "Иностранный агент" - этот термин вызывает дрожь у любого, кто жил в те годы. Это обвинение, сформулированное против ассоциации, которая на протяжении 20 лет борется за права человека в России и других странах бывшего СССР. Речь идет о наступлении, развернутом одновременно против всех других организаций, начиная с "Агоры", защищающей журналистов, до "Комитета солдатских матерей", российских филиалов Amnesty International, Human rights watch, вплоть до ассоциаций родителей больных детей, которым не оказывается должная помощь", - пишет автор статьи.
Работа "Мемориала" продолжается, но с огромными трудностями, рассказывает корреспондент. Александр Черкасов, руководитель организации, вчера инструктировал свои "войска" по проведению "мониторинга поведения полиции" во время манифестации на Болотной площади. В ходе прошлогодней манифестации, говорит Черкасов, полиция арестовывала небольшие группы людей и отправляла их в различные отделения полиции города. Власти утверждали, что были задержаны несколько десятков человек, но на самом деле арестованных было 5169: "Нам удалось каждому обеспечить юридическую помощь, доставить воду и достойную еду", - говорит Черкасов.
"Черкасов говорит, что сейчас большая часть времени уходит на поиски денег. С тех пор как, согласно новому закону, любое финансирование, полученное из-за рубежа, "не может быть использовано на ведение политической деятельности", проводятся жесткие и парализующие деятельность организации проверки. "Мемориал" и все остальные НКО отказываются записываться в реестр "иностранных агентов". "Мотив прост, - поясняет Черкасов, - мы занимаемся не политической, а общественной деятельностью. В такой стране, как эта, мы не сможем жить без пожертвований из-за рубежа. Неблагородно называть оппозиционной политической деятельностью наше дело по отстаиванию гражданских прав".
В "Мемориале" знают, что финал не будет по-сталински жестоким: никаких депортаций и расстрелов не ожидается. Но результат будет в любом случае удручающим: "Нас хотят остановить. Им пока это еще не удалось, но они серьезно тормозят нашу работу". Бывший председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов говорит: "В Чечне они использовали более грубые методы. Сейчас применяется более тонкая и псевдолегальная стратегия, но цель одна - заставить нас замолчать", - передает автор статьи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях