Financial Times | 7 ноября 2005 г.
Недостаток инвестиций приводит к снижению роста производства
Аркадий Островский
Всего за две недели до продажи "Газпрому" за 13 млрд долларов "Сибнефть" предупредила, что в этом году ее добыча нефти упадет на 5%. За первые девять месяцев объем производства в том, что осталось от ЮКОСа, упал на 22,5%. Несмотря на высокие мировые цены, годовой рост добычи нефти в России сократился примерно до 3%, то есть годовой уровень прироста, достигнутый в последние пять лет, упал втрое.
За исключением ЮКОСа и "Сибнефти", производство нефти в России за первые семь месяцев нынешнего года выросло на 6,3%, утверждает Стивен Дашевский, нефтегазовый аналитик московской брокерской фирмы Aton Capital. Даже если "Газпрому и "Роснефти" удастся стабилизировать производство в недавно приобретенных ими компаниях, темпы роста в целом едва ли достигнут уровня прошлых лет.
Главная причина, считают в отрасли, заключается в том, что рост в основном обеспечивали частные нефтяные компании, добывая нефть, которую брать сравнительно легко и дешево, и не осваивая новые месторождения. Значительная часть добычи нефти в России до сих пор приходится на Западную Сибирь, где она была поставлена на поток в советскую эпоху.
Вагит Алекперов, возглавляющий крупнейшую в России нефтяную компанию "Лукойл", говорит, что за последние семь лет не открыто ни одного нового месторождения, которое могло бы компенсировать падение производства на старых. Российская ресурсная база находится в ужасном состоянии, писал он недавно в "Известиях", компании замещают лишь около 85% резервов, которые они добывают.
Владимир Милов, возглавляющий независимый Институт энергетической политики, говорит, что в Западной Сибири имеется огромный потенциал новых резервов, тогда как Восточная Сибирь остается почти неосвоенной.
Одним из факторов, сдерживающих освоение новых месторождений, является отсутствие трубопроводов. Два года назад компании, включая ЮКОС и "Сибнефть", предложили построить частный трубопровод, по которому нефть из Западной Сибири шла бы в глубоководный морской порт Мурманск для доставки танкерами в США. По словам Милова, проект положен под сукно.
Крис Уифер, возглавляющий стратегический отдел "Альфа-Банка", утверждает, что мурманский трубопровод был важной составляющей российско-американского энергетического диалога, который остановился после ареста Михаила Ходорковского, тогда возглавлявшего ЮКОС, который активно лоббировал строительство трубопровода.
Россия же сконцентрировалась на восточной трассе и, после многолетних размышлений, приняла решение о строительстве трубопровода от Ангарска, находящегося недалеко от озера Байкал, до Дацина в Китае. Первоначально предполагалось, что трубопровод пойдет в Японию. Но недавно президент России Владимир Путин сообщил иностранным аналитикам, что он будет продлен до Японии позже.
Еть сомнения в том, что вторая ветка будет построена. Аналитики утверждают, что заем, полученный от Китая, который, по-видимому, помог "Роснефти" заплатить за бывшее подразделение ЮКОСа "Юганскнефтегаз", повлиял на решение о маршруте трубы.
Уифер считает, что превращение "Роснефти" в компанию национального масштаба и приход "Газпрома" в нефтяной сектор могут ускорить ход событий и в смысле трубопроводов, и в смысле аукционов по новым лицензиям. "Одной из причин видимого прогресса в таких областях, как выдача лицензий, является то, что у государства появились инструменты, с помощью которых оно может играть ключевую роль в этих лицензиях".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях