Статьи по дате

Der Spiegel | 7 ноября 2005 г.

Финальный выстрел

Дитмар Хипп

Вызывающий много споров закон о безопасности в воздушном пространстве на этой неделе будет проверяться в суде в Карлсруэ на его соответствие конституции. Сейчас его ставит под вопрос уходящий министр внутренних дел Отто Шили.

Рейс номер FHY из Мюнхена в Стамбул, 29 июня 2004 года. Вскоре после взлета аэробуса с 158 пассажирами на борту авиадиспетчерская служба получает с самолета сигнал с кодом 7500 - "угон". Через некоторое время чартерный рейс разворачивается и снова берет курс на Мюнхен. В считанные минуты в воздух поднимаются два истребителя-перехватчика Phantom бундесвера, чтобы преследовать самолет и в случае необходимости его сбить.

С начала года новый закон о безопасности в воздушном пространстве должен внести ясность, как действовать в таких экстремальных ситуациях, по крайней мере, с точки зрения закона. "Непосредственное применение оружия" против самолета разрешено тогда, когда "обстоятельства указывают на то, что летательное средство будет использовано для лишения жизни других людей" - и если никакие другие средства не помогают против летящей бомбы.

Несмотря на "большие сомнения", не противоречит ли это предписание основному закону, федеральный президент Хорст Келер подписал этот закон. Одновременно с этим он инициировал "проверку на соответствие закона конституции".

Старый либерал Буркхард Хирш поехал с пятью другими обвинителями, среди которых есть опытный летчик и пилот-профессионал, в Карлсруэ. В среду на слушании должен в первую очередь рассматриваться вопрос о том, как увязать с человеческим достоинством тот факт, "что государство будет убивать невинных людей", сказал председатель Федерального конституционного суда Ханс-Юрген Папир.

Незадолго до начала слушания один из документов, написанных представителем федерального правительства на процессе, вызвал замешательство. В "предисловии" к документу от 3 октября написано, что "строгие условия" закона о безопасности в воздушном пространстве "исключают непосредственное применение оружия против самолета, в котором находятся непричастные к ситуации пассажиры, как бы не разворачивались события". Другими словами: сбивать угнанный пассажирский самолет не разрешено вообще.

"Странная вещь, - удивляется жалобщик Хирш. - Зачем тогда вообще был принят закон?"

Действительно. Еще более странно то, что одиозный пассаж был написан не уполномоченным федерального правительства, профессором из университета в Трире Герхардом Робберсом, а самим Отто Шили. Шили, как рассказывают в Берлине, продиктовал эти предложения, несмотря на всеобщее сопротивление. Одному упрямому руководителю отдела министр даже пригрозил отправкой на пенсию.

При этом Шили еще в январе стойко защищал мнение, что в случае необходимости можно сбивать пассажирский самолет. Это "последнее средство", это "очень маловероятно, почти исключено" - но не невозможно. Однако с изменением позиции у министра, похоже, дело обстоит серьезно.

Но, как слышно из министерства обороны, точку зрения Шили там не разделяют. Инспектор ВВС Клаус Петер Штиглиц, как и планировалось, скажет речь в поддержку закона о сбивании самолетов.

В СДПГ Шили тоже критикуют. "Конечно, фактические и правовые препятствия для применения силы против невиновных очень велики, - говорит Дитрих Вифельшпютц, один из основных авторов закона, - но тем не менее финальный выстрел возможен". "Мы все однозначно хотели, чтобы закон был таким, - говорит Вифельшпютц по поводу предстоящего процесса. - Мне не понятна позиция министра".

И все же аргументы, которые приводит Шили, затрагивают щекотливый момент: необходимая для сбивания самолета "уверенность в том, что неминуемо должна произойти катастрофа", наступает только тогда, пишет Шили, когда сбивать уже поздно, если только - ввиду плотности расположения населенных пунктов в Германии - "мы хотим избежать причинения еще большего ущерба".

Возможность сбивания самолета над Берлином или Франкфуртом исключена, так как это повлечет за собой еще более ужасные последствия, чем сам теракт.

"Это еще один аргумент, - говорит обвинитель пилот Ханс Альбрехт, - в пользу того, что сбивание пассажирского самолета приведет не к восстановлению безопасности в воздушном пространстве, а ее нарушению".

История с угоном самолета FHY 234 закончилась сравнительно благополучно. Самолет сам, без вмешательства истребителей-перехватчиков, приземлился в аэропорту в Мюнхене. Когда угонщик открыл дверь, чтобы начать переговоры с полицией, одному пассажиру удалось справиться с этим человеком: он просто выкинул его из самолета.

Источник: Der Spiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru