Inopressa | 7 ноября 2007 г.
Ленин умер, но дело его живет
Обзор прессы
Сегодня иностранные СМИ публикуют материалы, посвященные 90-й годовщине Октябрьской революции и восприятия этого исторического события современным российским обществом. И хотя Советский Союз канул в Лету, а перед Мавзолеем больше не выстраивается длинных очередей, большинство обозревателей согласны в одном: большевистское понимание политики продолжает жить.
Немецкая Berliner Zeitung утверждает: в сегодняшней России "Ленин жив".
Да, Советский Союз канул в Лету, а перед Мавзолеем больше не выстраивается длинных очередей. И все же, отмечает издание, Ленин еще некоторое время полежит на Красной площади. И не потому, что нынешним кремлевским властителям зачем-то понадобился этот покойник: в их мыслях он не играет такой уж большой роли, впрочем, как и сама Октябрьская революция. В путинской России чтут советское прошлое, но каким-то особым образом: здесь вспоминают не свержение государственного порядка, с которого все началось, а образ сильного государства, не Ленина, а Сталина. Но если все-таки Ленин будет похоронен, то в дискуссиях, которые неминуемо за этим последуют, развалится и этот противоречивый образ прошлого страны. А этого власть имущие не хотят, как и многие россияне.
Так что вполне возможно, что тело Ленина и дальше будет возлежать в символическом центре власти России. Поскольку даже при том, что Советского Союза больше нет, большевистское понимание политики продолжает жить. Оно заключается в безусловной готовности симулировать демократию во имя высоких целей, которую в России можно наблюдать и сегодня.
Однопартийная система давно ушла в России в прошлое, монополии КПСС больше не существует, но симуляция политического процесса продолжается. Наследие компарии по регулированию власти перешло к администрации президента: здесь делается реальная политика, принимаются решения о назначениях и стратегиях, причем даже на уровне регионов. Некий исторический смысл есть даже в том, что президентская администрация располагается именно в том здании, где в свое время размещался ЦК КПСС - на Старой площади.
Казалось бы, Путин повысил значимость парламента, возглавив партийный список "Единой России" на выборах в Думу. Он говорит об усилении партийной системы, сокращая ее при этом - по американскому образцу - до двух партий. Но обстоятельства, при которых это происходит, способствуют не реальному противостоянию между реальными партиями, а новому витку симуляции политического процесса. Спи спокойно, дорогой товарищ Ленин! - заключает издание.
По мнению испанской El Pais, на постсоветском пространстве Октябрьская революция популярнее демократических переворотов последних лет. Тем не менее лидеры России и постсоветских стран предпочитают игнорировать это историческое событие, провоцирующее интеллектуалов на сравнительный исторический анализ.
В Москве на дискуссионном форуме социолога Марка Урнова на прошлой неделе обсуждался вопрос о том, возможно ли в современной России революционное восстание, направленное против системы президента Владимира Путина. Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что стране грозит скорее дестабилизация, чем революция, в случае падения цен на нефть или углубления раскола внутри властных элит.
Издание приводит данные социологических опросов, судя по которым политические события 90-летней давности все еще занимают большое место в исторической памяти россиян. Так, если бы сегодня произошла такая революция, как в 1917 году, 30% россиян активно поддержали бы большевиков или сотрудничали бы с ними (в 1990 году таких было 49%), 23% попытались бы уклониться, а 18% уехали бы за границу, тогда как против боролись бы 6%, показал опрос "Левада-Центра". При этом наблюдается парадоксальная картина: число симпатизирующих Ленину сокращается (с 1990 по 2007 год с 67% до 27%), тогда как фигура Сталина, напротив, набирает сторонников. Симпатизирующих Сталину стало больше (с 8% в 1990 до 15% в 2007), а испытывающих к нему антипатию - меньше (49% и 29%).
Несмотря на попытки российских властей сместить исторические акценты и предложить новый национальный праздник, способный объединить россиян, лишь 15% населения отмечают 4 ноября, приуроченное к изгнанию поляков в 1612 году. 23% россиян до сих пор празднуют годовщину Октябрьской революции. При этом 59% не отмечают ни одну из этих дат.
На Украине также считают, что Октябрьская революция имеет большее историческое значение, чем "оранжевая" 2004 года.
Трудно сказать, оправдано ли применение термина "революция" по отношению к странам постсоветского пространства, где они в последние годы произошли. В Грузии в 2003-м, на Украине в 2004-м и в Киргизии в 2005-м не было таких радикальных перемен, как в 1917-м. Возможно, пишет издание, что на постсоветском пространстве - с революцией или без нее - существенные качественные изменения на пути к демократии возможны только в процессе длительной эволюции.
Corriere della Sera посвятила сегодняшний материал высказываниям лидера итальянских коммунистов Оливьеро Дилиберто, вызвавшим бурную полемику в стране. Были ли его слова шуткой?
В ходе посещения в Москве мавзолея Ленина по случаю 90-й годовщины Октябрьской революции Дилиберто сказал: "Мы можем вывезти мумию Ленина в Рим, если в постсоветской России Путина Кремль решит убрать ее из мавзолея".
Самые колкие замечания поступили от левых - от Партии коммунистического возрождения. Шло заседание руководства партии, когда в штаб-квартире партии была озвучена шутка Дилиберто: "Мумия Ленина? Давайте установим ее в Сенате". Паоло Ферреро, министр социальной солидарности, тут же продолжил: "Ленин в Сенате в очереди на голосование? Никто бы даже не обратил на него внимания".
Правые тоже не упустили случая съязвить по этому поводу. Маурицио Гаспари, Национальный альянс, предложил: "Мы возьмем мумию Ленина в Италию, если Россия заберет у нас Дилиберто". Ему вторил представитель Лиги Севера Роберто Кальдерони: "Поместим саркофаг в саду у моего дома - сгодится справлять естественные надобности собакам".
Обмен ударами продолжился и после того, как Делиберо заявил, что это было ироническим замечанием, не более того. "Дилиберто патетичен в своей ностальгии по советскому коммунизму, как будто бы ГУЛАГ с миллионами погибших - это пустяки", - сказал Маурицио Ронкони, заместитель председателя фракции Союза христианских демократов в Палате депутатов. "Дилиберто не понял, что мы хотим построить левые силы будущего, а не прошлого", - заявил Карло Леони, представитель левых демократов.
Moscow Times публикует сегодня аналитический материал политического обозревателя Евгения Киселева. По мнению автора, несмотря на то что коммунисты давно утратили власть, а годовщина 7 ноября перестала быть официальным праздником, большевики в России живут и здравствуют.
"Парадокс состоит в том, что большевики в некотором смысле никуда не исчезли. Они остаются у власти и сегодня", - отмечает Евгений Киселев.
Путинский Кремль воспринял все худшие замашки большевиков: неуважение к мнению меньшинства, парламентаризму, честным выборам, независимому суду и свободе прессы. Еще одной большевистской чертой является готовность Кремля использовать силу для подавления политической оппозиции.
На высших постах в государстве, продолжает автор, находится множество функционеров компартии советской эпохи. Самый свежий пример - новый премьер-министр Виктор Зубков, занимавший при Горбачеве должности в райкомах и обкомах партии.
Сегодня по пальцам можно пересчитать людей во власти, которые активно поддерживали бы демократическую политику конца 1980-х - начала 1990-х. Как ни странно, один из немногих - нынешний президент. Путин работал помощником у покойного Анатолия Собчака, первого в истории мэра Санкт-Петербурга, избранного демократическим всенародным голосованием. Но никто не поручится, что в действительности Путин, в 1990 году действующий офицер КГБ, не был приставлен КГБ тайно присматривать за новым мэром-демократом.
И вот теперь Путин, вышедший из КПСС и подавший в отставку из КГБ в августе 1991 года, с прискорбием в голосе называет те события "величайшей геополитической катастрофой ХХ века".
Но некоторые думают иначе, считая, что величайшей геополитической катастрофой прошлого века было совсем другое событие - Октябрьская революция, повлекшая за собой десятилетия тоталитарного коммунистического режима. Но эти люди остаются сегодня в России в меньшинстве.
Спустя 90 лет после создания ЧК в России у власти находится несметное количество бывших сотрудников КГБ во главе с самим президентом. Они по-прежнему с гордостью называют себя "чекистами". И хотя вряд ли эти современные чекисты готовы применять прежние жестокие методы ЧК и КГБ, но они, тем не менее, пытаются создать "чекистскую корпорацию" как механизм удержания власти так долго, сколько это возможно.
Чем ближе день 7 мая 2008 года, когда официально истекает второй срок Путина, тем острее становится проблема удержания власти для членов чекистской корпорации в Кремле. Политические аналитики сбились со счету, сколько раз Путин уже заявлял, что не останется на третий срок и не будет менять конституцию, но почему-то тема третьего срока никак не уходит с повестки дня.
Судя по тому, как Путин себя ведет, он не собирается уходить на покой и поливать цветочки на даче. Его сторонники всячески дают понять, что президент намерен быть политиком номер один в России и напрямую влиять на принятие всех важнейших политических решений, даже если официально он будет всего лишь председателем комиссии по подготовке к сочинской Олимпиаде-2014.
Так что в этом смысле уже ясно: третий срок, скорее всего, будет непременно, какой бы пост ни занимал Путин после 7 мая 2008 года. Значит, России суждено жить в условиях двоевластия - а это всегда кончалось для россиян трагически, заключает Евгений Киселев.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях