The Washington Post | 7 ноября 2007 г.
Белый дом высоко оценивает возобновление связей с Европой
Майкл Абрамович
Лидеры Франции и Германии наносят визиты
Два года назад, вскоре после того, как Ангела Меркель стала канцлером Германии, президент Буш рассказал ей, что часто проводит видеоконференции с Тони Блэром, в то время - премьер-министром Великобритании. Буш спросил, не захочет ли Меркель общаться с ним в той же форме?
Вскоре американские специалисты установили в офисе Меркель необходимое оборудование, и, как сообщают официальные лица Белого дома и Германии, два лидера начали регулярно обсуждать между собой вопросы Ирана, Афганистана, климатических изменений, торговли и т.п. Таков один маленький признак потепления когда-то "ледяных" отношений между Бушем и одной из крупнейших держав Европы.
Прошло четыре года с тех пор, как тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфельд презрительно высказался о неодобрении Европой войны в Ираке. Теперь "старая Европа" вернулась - и Белый дом приветствует фанфарами укрепление своих трансатлантических связей. Текущая неделя ознаменована двумя тщательно скоординированными официальными визитами.
Новый президент Франции Николя Саркози, откровенно преклоняющийся перед Соединенными Штатами, прибыл в Вашингтон вчера для того, чтобы несколько раз появиться на публике с большой помпой: вчера вечером был дан официальный ужин, а сегодня он выступит на совместном заседании обеих палат Конгресса и совершит вместе с Бушем экскурсию в Маунт-Вернон (мемориальный дом-усадьба президента Джорджа Вашингтона) в память о связях, восходящих к временам Американской революции. Меркель тем временем удостоилась редкостного приглашения на ранчо Буша в Кроуфорде, штат Техас: лидеры США и Германии будут встречаться там в пятницу и субботу - вместе поужинают и позавтракают.
"Я никогда толком не понимал, почему мы должны ссориться с Соединенными Штатами, - сказал Саркози небольшой группе видных французских и американских бизнесменов вскоре после приезда вчера. - Мы можем в чем-то не соглашаться друг с другом, но мы остаемся друзьями".
Франция и Германия разошлись с администрацией Буша на почве Ирака; Буш так и не сблизился ни с предыдущим канцлером Германии Герхардом Шредером, ни с предшественником Саркози Жаком Шираком. Последний имел склонность упоминать о своих отношениях с отцом Буша в прошлом, что, по-видимому, действовало на нервы нынешнему президенту США, - уверяют некоторые источники, посвященные в эту историю.
Но европейские лидеры, с которыми Буш, напротив, нашел общий язык - Блэр, а также Хосе Мария Аснар из Испании - ныне ушли в отставку, и Белый дом обнаружил, что перед лицом целого ряда внешнеполитических вызовов ему требуется поддержка Франции и Германии. Хотя, по словам представителей американской администрации, Буш полагает, что наладил крепкие личные связи с Меркель и Саркози, все еще сохраняются трения по ряду ключевых вопросов - особенно в отношении методов сдерживания ядерных амбиций Ирана, отражения натиска талибов в Афганистане и борьбы с глобальным потеплением.
Вдобавок далеко не ясно, имеют ли Саркози и Меркель достаточно пространства для маневров, чтобы по-настоящему помочь Бушу, поскольку во Франции и Германии администрация Буша по-прежнему весьма непопулярна. И Саркози, и Меркель стараются не действовать в "сцепке" с Бушем, помня, как осуждали Блэра за то, что он прослыл "пуделем" американского президента.
"Европейцы хотят мириться - им не хочется возвращаться к вражде, характерной для первого срока Буша; кроме того, есть вопросы - например, Иран и Косово - которые требуют решения, - пояснил Дэниэл Бенджамин, бывший сотрудник администрации Клинтона, а ныне директор Center on the United States and Europe при Brookings Institution. - Но, на их взгляд, администрация Буша страдает от дефицита времени, она утратила интерес и к тому же помешана на Ираке, поэтому европейцы предпочитают думать о том, что будет в 2009 году и позднее".
Возможно, самым животрепещущим вопросом американо-европейской повестки дня является Иран. Администрация Буша энергично ратует за новый пакет международных санкций, призванный оказать давление на Иран и вынудить его отказаться от разработок, которые, по мнению американского президента, направлены на создание ядерного оружия (Иран эти обвинения отрицает). Саркози открыто поддерживает позицию Буша. Вчера на встрече с бизнесменами он сказал, что ядерная бомба в руках нынешнего иранского руководства "для Франции была бы неприемлема".
Меркель держится осторожнее, и американские чиновники, по-видимому, огорчены тем, что не так далеко продвинулись в отношениях с Германией. Официальные лица Германии в кулуарах высказывали сомнения относительно односторонних санкций, недавно наложенных Вашингтоном на Иран.
Афганистан являет собой проблему более долгосрочную. И Франция, и Германия разместили там свои войска, но представители администрации Буша жалуются на ограничения, в результате которых они не вправе свободно передвигаться по территории страны.
В высших кругах американской администрации существует также серьезная озабоченность, что европейские государства не станут выполнять свои обязательства в Афганистане в долгосрочной перспективе. Особенно это касается Германии, где общественность протестует против нахождения в той стране более 3 тыс. германских военнослужащих.
В прошлые выходные Меркель впервые посетила Афганистан, и официальные лица Германии заострили внимание на своих новых усилиях по командированию 200 инструкторов в афганскую армию. Однако генерал морской пехоты в отставке Джеймс Джонс, бывший главнокомандующий союзных сил НАТО, сказал в интервью: "Немецкая общественность не понимает, зачем немецкий контингент находится в Афганистане в полевых условиях, и точка. А канцлер, по сути, помалкивает".
Американская администрация, по-видимому, более удовлетворена последними шагами Саркози, который, по словам источников в Белом доме, отбросил давние возражения Франции против создания под эгидой НАТО авиационного консорциума для переброски войск и техники. Новый посол Франции в США Пьер Вимонт также указал на недавние усилия по восстановлению системы государственного здравоохранения в Ираке. Саркози не отступил от общей позиции Франции по отношению к войне в Ираке, но, как он отметил, "мы четко даем понять, что хотим помочь".
Ричард Холбрук, бывший посол США в Германии, ныне старший советник сенатора Хиллари Родхем Клинтон (демократ, штат Нью-Йорк) по вопросам внешней политики, отметил, что Буш, по-видимому, ухватился за новый шанс, появившийся благодаря новому курсу Франции и Германии, но окончательных результатов по таким вопросам, как Иран, пока нет.
"Ему очень полезно устраивать эти яркие спектакли, но нынешняя администрация, по-видимому, не умеет вести дипломатические отношения на высшем уровне таким образом, чтобы позиции были долговременными", - отметил Холбрук.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях