Tagesspiegel | 7 октября 2002 г.
Американские концерны не хотят иметь дело с российской нефтью
A. Бррионуэво, T. Херрик и Дж. Уэльен
Американское правительство требует инвестиций от своих предприятий, чтобы не зависеть от стран Ближнего Востока
Несмотря на все старания президента США Джорджа Буша, который рассчитывает на российскую нефть как на альтернативу ближневосточной, американские предприятия медлят с инвестициями в Россию.
На поддержанном правительством США американо-российском совещании по энергоносителям, которое состоялось на прошлой неделе, менеджеры американских нефтяных концернов Conoco-Phillips и Chevron-Texaco пояснили, что они будут готовы к дальнейшим инвестициям в Россию, страну, одну из самых крупных производителей нефти в мире, только если будут гарантированы от неожиданных изменений налогового законодательства и рамочных условий. "Надежные партнеры устанавливают ясные правила, - сказал Питер Роберисон, вице-президент Chevron-Texaco, в своей речи на совещании. - Никаких решений за спиной, никаких меняющихся стандартов". Ко всему этому добавляется еще и практическая проблема, как добраться до российской нефти.
Супертанкеры, которые могут вывозить нефть из черноморских портов, с трудом проходят через Босфор, так что предпочтение отдается кораблям поменьше. Строительство трубопровода из азербайджанской столицы Баку на Каспии в Джейхан на турецком побережье Средиземного моря завершится не ранее, чем через пять лет.
Правительство Буша отдает себе отчет в политической нестабильности на Ближнем Востоке и поэтому считает американо-российское сотрудничество в области энергоносителей необходимым. "В этом будущее", - сказал министр торговли Дональд Эванс в отношении совещания в Хьюстоне. По данным российских предприятий, чья продукция выросла в течение последних двух лет более чем на 20%, их собственных денег достаточно, чтобы ежегодно увеличивать ежедневную добычу, которая сегодня составляет 7,7 млн баррелей, приблизительно на 8%. Россия экспортирует около 4,7 млн баррелей нефти, для США это около 20% необходимого количества.
Российский министр топлива и энергетики Игорь Юсуфов объявил, что в течение ближайших лет в российскую нефтяную промышленность каждый год будет вкладываться по одному миллиарду долларов, чтобы достичь ежедневной производительности в 8 млн баррелей; однако без иностранных инвестиций нынешние темпы роста, возможно, сохранятся лишь на ближайшие годы, считает министр.
Тогда как европейские нефтяные концерны, например, ВР и Totalfina Elf, проводили в прошлом году агрессивную политику и вкладывали капиталы в новые проекты, большая часть американских предприятий еще не работает в России. "Стремление к длительным и крупным инвестициям в России никогда не было настолько большим, - говорит Арчи Данхем, президент Conoco-Philipps. - Однако из-за нечетких правовых и экономических рамочных условий не удается сделать инвестиции экономически привлекательными". По словам Данхема, из-за невнятности законов в России заморожено 28 иностранных нефтяных проектов. Американский нефтяной концерн ExxonMobil является одним из немногих, кто может рассчитывать на развитие своего проекта. В прошлом году предприятие начало вкладывать деньги в проект на побережье Сахалина, который в общей сложности обойдется в 12 млрд долларов.
Однако страх перед иностранной конкуренцией удерживает российских законодателей от принятия законов, которые являются условием для совместной нефтедобычи. Наконец в июне было получено их предварительное согласие на принятие важного налогового закона, но это не единственный закон, который необходимо принять.
Но даже если российская нефть потекла бы в США рекой, американские нефтеперерабатывающие заводы не могут с ней работать. В течение последних десяти лет крупные инвестиции были направлены на то, чтобы американские установки справлялись с переработкой тяжелых "кислых" смесей из Венесуэлы и Мексики, а не легких "кислых", какие добывают в России. В российской нефти содержание серы более высокое.
Белый дом и Кремль тем не менее стремятся к более тесному сотрудничеству. "Теперь мы в США пришли к решению о частичной зависимости от российской нефти, - говорит Джеймс Коллинс, бывший посол США в России. - Еще 10 лет назад это было невозможно представить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях