The Independent | 7 октября 2008 г.
Тайны иракского эшафота
Роберт Фиск
В особо охраняемой правительственной тюрьме в Багдаде заключенных казнят быстро и без особых церемоний
Как бывает на всех войнах, мрачные, остающиеся нерассказанными истории о войне в Ираке утекают из его изрешеченного пулями ландшафта, точно зловонные воды реки Тигр. И все же правда всплывает.
The Independent стало известно, что в тюрьмах, находящихся под управлением "демократического" правительства Нури аль-Малики, происходят тайные казни.
Осужденных вешают регулярно - на деревянном эшафоте в маленькой тесной камере - в бывшей штаб-квартире разведслужбы Саддама Хусейна в районе под названием Казимия. Данные об этих убийствах в багдадском учреждении, которое теперь называется "особо охраняемым центром предварительного заключения", не публикуются, но большинство жертв - а их с тех пор, как Америка принесла в Ирак "демократию", насчитываются уже сотни - считаются повстанцами; суд над ними скорый, как и их собственные расправы над пленниками.
Тайны иракских эшафотов в основном скрыты от глаз остального мира, но на Западе нашлось несколько храбрецов, которые осмелились поведать об ужасах этой тюрьмы. Их рассказы позволяют лишь мельком заглянуть в новейшую историю Ирака; иногда они обрываются на самом интересном месте, а порой безысходно предсказуемы. Рассказчики глубоко подавлены и страдают от чувства безнадежности.
"В основном казнят людей, которые предположительно замешаны в повстанческой деятельности того или иного рода, - сказал мне человек из Западной Европы, видевший место казней в Казимии. - Но повесить человека не так-то просто". Старая поговорка верна: дьявол действительно в деталях.
"В камере под потолком укреплена перекладина, через которую перекинута веревка. Жертву, связав ей руки, ставят на скамью, - рассказал мне на прошлой неделе мой источник, бывший госслужащий Великобритании. - Я был в этой камере, хотя всегда, когда она была пуста. Но незадолго до моего визита туда отвели одного мужчину, чтобы повесить. Заставили встать на скамью, надели петлю ему на шею и столкнули его со скамьи. Но он спрыгнул на пол. Он мог стоять. Тогда они укоротили веревку, снова поставили его на скамью и снова столкнули. И опять не получилось".
На Ближнем Востоке жестокие казни - далеко не новость: 10 лет назад в ливанском городе Сидон полицейский был вынужден повиснуть на ногах приговоренного, чтобы его задушить, так как петля с задачей не справилась; но в Багдаде на зверском умерщвлении, похоже, специализируются.
"Они разрыли пол под скамьей, чтобы этот человек упал с достаточной высоты и сломал шею, - продолжал источник. - Они сорвали с пола кафель, разбили цементные блоки под ним. И опять не получилось. Когда его столкнули со скамьи, он снова встал. Тогда его просто поставили в угол и выстрелили ему в голову".
Говорят, что среди приговоренных к смерти заключенных тюрьмы в Казимии - шиитском районе Багдада - есть не только повстанцы, но также насильники и убийцы. Двое заключенных - один из них был чеченец - умудрились бежать после того, как им тайно передали оружие, при этом убив двоих охранников. Иракские власти были вынуждены попросить помощи у американцев. Американцы застрелили одного беглеца, а чеченца ранили в ногу. От медицинской помощи он отказался, развилась гангрена. В итоге иракские врачи сделали ему операцию, удалив из ноги все кости. Когда один представитель Запада, посетивший тюрьму, видел чеченца, "тот передвигался на костылях, закинув свою мягкую, без костей правую ногу на плечо".
По-видимому, во многих случаях иракские власти не хранят и не публикуют списков подлинных имен заключенных или повешенных. Американская администрация печально знаменитой тюрьмы "Абу-Грейб" в окрестностях Багдада много лет не знала, кто именно находится там под стражей. Вот, к примеру, новые свидетельства, предоставленные Independent одним западным источником - бывшим сотрудником Англо-американской группы изучения Ирака, которая искала печально известное, но мифическое оружие массового поражения: "Мы приходили в комнаты для допросов в "Абу-Грейб" и просили привести конкретного заключенного. И вот минут через 40 американцы приводят какого-то малого, который еле ковыляет, в ручных и ножных кандалах, с мешком на голове".
"Его усадили на стул перед нами и сняли с него мешок. У него была большая борода. Мы спросили, где он получил образование. Он неоднократно сказал: "Мосул". Потом он сказал, что ушел из школы в 14 лет - не забывайте, нам был нужен ученый, ракетчик. Мы сказали: "Мы знаем, что вы защитили диссертацию и учились в Сорбонне; мы хотели бы, чтобы вы нам помогли, дали информацию о саддамовской программе разработки ракет". Но я проговорил про себя: "Этот в ракетах ни в зуб ногой". Тут оказалось, что его и зовут иначе, чем того, которого мы просили, что американцы четыре месяца назад арестовали его на шоссе, а почему, он не знает. Мы говорим американцам: "Нам нужен другой джентльмен!" Тогда на него снова надели кандалы и отвели его назад в камеру, а минут через 20-30 привели другого. Мы спросили, где он учился в школе, а он ответил, что в школу вообще не ходил. Опять ошибочка вышла. Это был форменный фарс. Американские военные проявляли поразительную, преступную некомпетентность. Разумеется, в конце концов они отыскали того самого человека, привели, сняли с него мешок. Он тяжело дышал. Он был толстый, с одутловатым лицом, озадаченный, слегка испуганный".
На сей раз американцы не ошиблись. Британские и американские следователи попросили охранников снять с него кандалы: те это сделали, но привязали заключенного за ногу к полу. Да, он защитил диссертацию.
Вновь процитирую интервью моего источника: "Мы обсудили его биографию, выяснили, над чем он работал. Очевидно, он был всего лишь мелким функционером одной из ракетных программ Саддама. Иракские ученые не обладали достаточными познаниями для конструирования ядерных ракет, и финансировали их тоже недостаточно. Ракеты существовали только в мечтах Саддама".
Ученый, заключенный тюрьмы "Абу-Грейб", печально поведал, что американцы арестовали его после того, как ворвались, выбив дверь, в его дом в Багдаде и обнаружили два автомата Калашникова, женскую накидку-хиджаб, стихи из Корана и - что явно вызвало интерес следователей - "учебники по физике и ракетостроению на книжных полках". Но этому теоретически ценному пленному так и не предъявили никаких обвинений - его даже раньше не допрашивали, - хотя он признал себя ракетчиком.
"Не знаю, что с ним сталось, - сказал мне источник. - Я пытался объяснить английским и американским военным: мы этого человека арестовали, но у него есть жена, дети, семья. Я говорил: засадив за решетку одного безвинного, ты в одночасье превращаешь 50 человек в радикалов. Нет, не знаю, что с ним сталось".
Многие следователи, сотрудники англо-американской администрации в Багдаде, восприняли суд над иракским диктатором по обвинению в преступлениях - процесс, в итоге которого он был приговорен к казни и повешен - как нечто устрашающее, а в итоге испытали отвращение. Благодаря захваченным документам они составили представление о мрачной внутренней "кухне" тайной полиции Саддама. Процесс над Саддамом был затеян не столько для того, чтобы привлечь представителей свергнутого режима к ответственности, сколько как демонстрация идеального правосудия и принципа верховенства закона, адресованная иракцам.
"Я воодушевился, наблюдая за перекрестным допросом Саддама, - сказал один из судебных следователей. - Но его казнь была негативным моментом. Я ценил свою работу, потому что узнал, как Саддам расправлялся со своими жертвами: я заглянул в микрокосмос всех смертей, имевших место в Ираке. Но его казнили с какой-то дикарской жестокостью".
Саддама Хусейна повесили в том же "строго охраняемом" блоке в Казимии, где люди аль-Малики, подражая террору саддамовской партии "Баас", ныне вешают своих жертв.
Смертная казнь в Ираке
В 2003 году после отстранения Саддама Хусейна от власти в Ираке был объявлен мораторий на смертную казнь. В августе 2004 года временное правительство восстановило эту меру наказания.
ООН, ЕС и международные правозащитные организации выступали против восстановления смертной казни.
В тот период правительство ссылалось на то, что смертная казнь - необходимая мера на тот период, пока обстановка в стране не стабилизируется. Amnesty International утверждает, что "масштабы насилия в Ираке возросли, а не сократились, и это явно свидетельствует, что смертная казнь не является эффективным сдерживающим средством".
На исходе 2006 года Саддам, его единоутробный брат Барзан аль-Тикрити и бывший председатель Верховного суда Ирака Авад Хамед аль-Бандар были повешены за причастность к убийству 148 человек в 1982 году - то были жители города Дуджейл, населенного преимущественно шиитами. Позднее получили огласку несанкционированные видеозаписи всех трех казней. На экране можно видеть тело Саддама, лежащее на больничной каталке; его шея скручена набок, под прямым углом. Барзану, бывшему главе иракской разведки, при повешении оторвали петлей голову. По официальной версии, неумышленно.
По данным Amnesty, известно, как минимум, о 33 казнях, совершенных в Ираке в прошлом году. По некоторым сведениям, к смерти было приговорено около 200 человек.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях