The New York Times | 7 октября 2008 г.
Россия утверждает, что Грузия пытается спровоцировать новый конфликт
Олеся Вартанян и Эллен Барри
Россия в понедельник обвинила правительство Грузии в "попытках спровоцировать новые военные действия", несмотря на то, что российские миротворцы убирают основные КПП, размещенные вне сепаратистских анклавов Южная Осетия и Абхазия.
Власти в Абхазии заявили, что абхазский пограничник был убит в понедельник в перестрелке с вооруженными боевиками с грузинской стороны. В пятницу при взрыве автомобиля в столице Южной Осетии погибли восемь российских солдат и трое осетинских мирных жителей.
Россия заявила, что Грузия ответственна за эти атаки, произошедшие в спорном регионе за последние дни, как и за три другие. Министр иностранных дел Сергей Лавров в понедельник официально обратился к своему французскому коллеге Бернару Кушнеру, призвав Евросоюз принять необходимые меры для стабилизации ситуации с выполнением обязательств.
По соглашению о мирном урегулировании, достигнутом президентом Франции Николя Саркози, эта пятница является крайним сроком вывода российских войск из буферных зон за пределами анклавов.
Шота Утиашвили, высокопоставленный представитель министерства внутренних дел Грузии, отверг причастность своей страны к этим нападениям, утверждая, что Грузия выступает против откладывания вывода войск.
"Это абсолютно абсурдное обвинение", - отметил он.
В Каралети, деревне в двух милях к северу от Гори, этнические грузины свободно миновали российский КПП, пока солдаты были заняты снятием колючей проволоки, стиркой одежды и упаковыванием личных вещей.
Местный крестьянин, 34-летний Виталий Шавшашвили, слышал о том, что русские уходят, но хотел бы сам в этом убедиться. Хотя в Каралети царит мир, он говорит, что его соседи боятся покидать свои дома после наступления темноты, и он молится о возвращении грузинской полиции.
По его словам, после августовской войны между двумя странами его урожай овощей и фруктов сгнил и это лишило его трех с половиной тысяч долларов, которые, как он надеялся, помогли бы ему протянуть целый год. "Теперь мы уповаем только на Бога, - сказал он. - Нам не на что жить".
68-летняя Галина Гогиашвили, которая миновала КПП в телеге, запряженной ослом, сказала, что никогда больше не будет себя чувствовать в безопасности в собственном доме. Ее пугает даже возвращение грузинских властей.
"Хоть бы они раздали нам всем оружие, чтобы мы могли защитить себя", - говорит она.
Российские войска демонтируют КПП уже несколько дней под надзором около 200 наблюдателей ЕС, которые начали патрулировать буферную зону на прошлой неделе. Генерал-майор Марат Кулахметов, командующий российскими миротворцами в Южной Осетии, заявил в понедельник, что шесть южных постов будут убраны в течение 24 часов.
Между тем власти в Абхазии заявили, что пограничник получил смертельные ранения в перестрелке в деревне Набакеви, у границ Грузии. Военные представители в Абхазии также сообщили, что конвой отступающих миротворцев с трудом избежал получения ранений при взрыве.
В своем заявлении российское министерство иностранных дел обвинило Грузию в нападениях. "Складывается впечатление, что некие силы в Тбилиси, которых не устраивает нормальная и плавная передача функций в зонах безопасности вокруг Южной Осетии и Абхазии от российских миротворцев наблюдателям Евросоюза, сознательно идут на обострение обстановки в регионе и через серию терактов пытаются спровоцировать новые военные действия", - говорится в заявлении.
Но Утиашвили, представитель Грузии, заявил, что "перестрелки с грузинскими силами не было" и что Грузия не участвовала ни в одном нападении.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе также выступила против обвинений, опубликованных в российских СМИ, что автомобиль, взорвавшийся в Цхинвали в пятницу, направлялся на территорию в рамках конвоя ОБСЕ. Посол Терхи Хакала, глава миссии организации в Грузии, заявила, что она "возмущена" сообщением.
"Распространение лживой пропаганды о миссии - включая несколько предыдущих полностью неверных сообщений, связанных с сотрудниками ОБСЕ, - это серьезный вопрос, это ставит персонал ОБСЕ под угрозу и может рассматриваться как сигнал нежелания со стороны тех, кто несет ответственность, работать конструктивно", - отметила она.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях