El Mundo | 7 октября 2009 г.
Россия и опасности исторической памяти
Генри Камен
Западная пресса упустила некоторые характерные черты международной конференции в Ярославле, проведенной в день рождения российского президента Дмитрия Медведева, пишет на страницах испанской El Mundo британский историк Генри Камен. Во-первых, она была заявлена как международная конференция, однако список участников вряд ли можно считать свидетельством ее международного характера, отмечает Камен. Во-вторых, на конференцию намеренно не приглашали всех тех, кто критикует российское правительство: "Только проверенным лицам было разрешено участвовать", "хулиганов и экстремистов" не пустили, пишет историк. В-третьих, конференция поддержала тех участников, которые открыто одобряют сталинистскую интерпретацию истории, продолжает автор статьи.
По окончании конгресса премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро сердечно поблагодарил российского президента за организацию конференции. Видимо, полагает Камен, такая "сердечная благодарность" означает, что он поддерживает и отношение российского правительства к истории: ведь недавно испанское правительство тоже поддержало официальную социалистическую версию "исторической памяти", предпочитающую умалчивать о зверствах Народного фронта Второй республики, придавая гласности лишь зверства франкистов. "Было бы интересно посмотреть, что российское правительство делает для улучшения собственной версии "исторической памяти", пишет Камен.
В мае этого года президент Медведев создал комиссию для борьбы с фальсификациями истории, при этом среди 28 членов этой комиссии практически нет историков, большинство из них - политики и военные бюрократы, лояльные режиму, отмечает автор статьи. Напрашивается вопрос: по какой причине вдруг возник такой неожиданный интерес к "исторической правде"? "Истина в том, что Россия пытается защититься от собственной истории. Правительство реагирует на недавние изменения позиций стран, некогда бывших сателлитами СССР, а ныне пытающихся взглянуть на сталинистское прошлое с собственной националистической точки зрения", - пишет газета. Русские сталкиваются с огромными трудностями, потому что все их независимые соседи хранят горькие воспоминания о социалистическом правлении, продолжает автор статьи.
Правда, Россия пока еще не научилась полностью контролировать процесс написания истории, признает Камен. В стране свободно распространяются книги, критикующие сталинистское прошлое, но Сталин уже называется в учебниках истории "эффективным менеджером", а милиция проводит обыски в офисах организаций, расследующих сталинские преступления.
"Не будем показывать пальцем на одну только Россию. В Испании тоже долго осуществлялся и продолжает осуществляться до настоящего времени контроль над "памятью". (...) В Мадриде нынешнее правительство активно поддерживает в высшей степени пристрастную версию прошлого. Поэтому неудивительно, что Родригес Сапатеро в Ярославле "горячо" поблагодарил Медведева. Когда правительства начинают говорить об "исторической памяти", можно быть уверенными, что они хотят заставить забыть о праве на свободные поиски истины. Они планируют навязать какую-то особую "память", утвержденную государством. В Ярославле или Мадриде проблема одна и та же, и долг историков - бороться за то, чтобы независимая правда была сильна как никогда", - пишет в заключение Генри Камен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях