Inopressa | 7 октября 2013 г.
Неправильное понимание раздираемой на части России
Обзор прессы
Вице-президент Американского совета по внешней политике (American Foreign Policy Council) Илан Берман опубликовал сразу две статьи, в которых предсказал грядущий социально-политический кризис в России и предложил заранее подготовиться к его последствиям.
В статье для The Washington Times, озаглавленной "Неправильное понимание исчезающей России", он призывает американских дипломатов обратить внимание на угрозу международной безопасности, которую представляет сегодняшняя Россия. Дело в том, что "Российская Федерация быстрыми темпами приближается к масштабным социальным и политическим потрясениям, которые обещают быть столь же судьбоносными, как и падение Советского Союза, случившееся около двадцати лет назад", уверен Берман. По его мнению, закат России обусловлен совпадением трех факторов.
Во-первых, страна вымирает. Средняя продолжительность жизни составляет 60 лет для мужчин (меньше, чем в Ботсване и на Мадагаскаре) и 73 года для женщин (примерно как в Саудовской Аравии). Алкоголизм и наркомания по-прежнему опустошают страну: уровень смертности молодежи в России в 35 раз выше, чем в Европе.
Каждый год Россия в среднем теряет полмиллиона жителей, приводит статистику эксперт. Такими темпами к середине века она может лишиться четверти своего населения.
Во-вторых, в Российской Федерации наблюдаются кардинальные изменения этнического и религиозного состава населения, продолжает автор статьи. Сегодня 21 млн российских мусульман по-прежнему находятся в меньшинстве, однако благодаря относительно высоким показателям рождаемости уже к концу этого десятилетия они составят 20% населения страны, а к середине века и вовсе могут оказаться в большинстве.
"Само по себе это не представляет проблемы, - отмечает Берман. - Однако в последние годы Кремль дискриминировал мусульманское меньшинство и игнорировал (даже поощрял) рост ксенофобии среди граждан страны. Это привело к тому, что российские мусульмане чувствуют себя обиженными и отчужденными, а радикальные исламские группировки только рады играть на этих чувствах".
В-третьих, на Россию наступает Китай. За последние двадцать лет количество россиян, проживающих за Уралом, сократилось на 20% и составляет всего 25 млн человек, или примерно 6 человек на кв. милю. "В этом надвигающемся конфликте Китай, восходящая мировая экономическая и стратегическая держава, обладает преимуществом над увядающей Россией, - полагает Берман. - Именно поэтому Китай может вскоре набраться смелости и оспорить господство России над ее жизненно важными с экономической точки зрения восточными территориями".
"Экономические и социальные индикаторы очевидны: Россия завтрашнего дня будет радикально отличаться от России сегодняшней", - констатирует специалист по международным отношениям.
"Приступая к переосмыслению своего отношения к России, высшие должностные лица в Вашингтоне проявят мудрость, если осознают эту данность, - заключает Берман. - Они проявят еще большую мудрость, если начнут к ней готовиться".
В статье "Российскую Федерацию разрывает на части", опубликованной в The New York Post, Берман развивает свою мысль и перечисляет наиболее проблемные российские регионы.
Таковым, по его мнению, является Москва и Московская область. Эксперт отмечает, что сокращение славянского населения России сопровождается ростом числа мусульман. В столице их проживает около 2,5 млн, то есть больше, чем в любом европейском городе, за исключением Стамбула.
Другим кризисным регионом является Чечня - эпицентр войны России против радикального ислама. Двадцать лет назад северокавказская республика безуспешно пыталась выйти из состава РФ, однако за годы гражданской войны сепаратистское движение превратилось в джихад.
С течением времени исламистское восстание вспыхнуло и в соседних регионах, сильнее всего в Дагестане и Ингушетии. Растущее недовольство федеральным правительством привело к радикализации местного населения, пишет Берман. Согласно соцопросам 2011 года, треть дагестанской молодежи хотела бы жить при исламской теократии, а больше 30% опрошенных не донесли бы властям на знакомого, участвовавшего в теракте.
Наконец, автор обращает внимание на Сибирь и Дальний Восток. Все больше их жителей пользуются обретенной после распада СССР свободой передвижения и уезжают из родных краев в поисках экономического благополучия и благоприятного климата, лишая регионы трудовых ресурсов. На смену им приходят легальные и нелегальные мигранты из Китая, делая Поднебесную все более значимой силой на восточных окраинах России.
Однако Пекин преследует не только экономические интересы, подчеркивает вице-президент Американского совета по внешней политике. Россия и Китай вот уже много столетий спорят из-за приграничных территорий. В 2001 году стороны пришли к соглашению, однако действие договора истекает в 2021-м. В последнее время китайские националисты все чаще задумываются о возвращении утраченных земель, к которым, по их мнению, относятся Приморский край, Еврейский автономный округ, Амурская область и Хабаровский край, предостерегает Берман.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях