Der Spiegel | 7 октября 2015 г.
Русский пилот взял на прицел турецкие перехватчики
Маркус Бекер
Встречи боевых самолетов России и НАТО над Балтийским, Северным, Черным морями и над Атлантикой давно стали обыденной вещью. "Но последний инцидент задал новое измерение", - пишет обозреватель Der Spiegel Маркус Бекер о встрече российского истребителя с двумя турецкими F-16, которые он, по данным турецкой армии, несколько минут держал в поле зрения своего боевого радара. Такое "подсвечивание" является последним шагом перед применением оружия, поясняет автор.
В НАТО подобное поведение назвали "безответственным" и "крайне опасным", и, как считают эксперты, по праву. "Захват самолета с помощью боевого радара - это необычный и крайне недружелюбный акт", - сказал эксперт по оборонной политике берлинского Фонда "Наука и политика" Марсель Диков.
При нарушении воздушного пространства самолеты-перехватчики, согласно инструкции, пытаются установить радиоконтакт с нарушителем и, если это не получается, приближаются к нему и подают знаки. "Но, если радар работает в режиме подсветки цели, немедленно включается аварийная сигнализация", - объясняет Диков. При этом российский Су-30 держал турецкие истребители на прицеле шесть минут, то есть очень продолжительное время. Генсек НАТО Йенс Столтенберг официально не подтверждает применение радара российским самолетом, но выражает сомнение в российской версии, согласно которой нарушение воздушного пространства Турции было случайностью.
Эксперт Диков считает, что российские истребители затеяли "старую игру времен холодной войны, в которой с помощью агрессивных действий делались попытки понять, как будет реагировать другая сторона".
Радары на боевых самолетах могут работать в двух режимах, рассказал изданию авиационный эксперт Джастин Бронк из лондонского Royal United Services Institute: в поисковом, когда сканируется довольно большой участок воздушного пространства, и в режиме отслеживания конкретных целей. В последнем случае станция предупреждения о радарном облучении включает тревожную сигнализацию в кабине "захваченного" самолета, так как это означает, что через некоторое время может быть произведен пуск ракет. Эксперт заметил, что "турецкие пилоты, вероятнее всего, пытались установить источник облучения в стрессовом состоянии".
Итальянский авиационный обозреватель Давид Ченциотти считает, что дело могло дойти до боевого столкновения между турецкими и российским самолетами, причем даже прямая линия между НАТО и российским Минобороны могла этого не предотвратить. По словам Ченциотти, в подобные моменты все зависит от инструкций для летчиков.
"Если правила, к примеру, предписывают, что летчикам необходимо ждать приказа, они ждут, а во время ожидания пытаются выйти из зоны действия радара и сами "захватить" противника, - продолжает он. - В любом случае российский пилот не мог знать правила, по которым действуют турки. Не исключено, что они могли выпустить ракету".
Аналогичного мнения придерживается и Бронк: "Учитывая то обстоятельство, что в воздушном пространстве Турции уже сбивали сирийские боевые самолеты и беспилотники, применение оружия турецкой стороной было вполне возможно".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях