The Times | 7 сентября 2004 г.
Новички в ЕС меняют отношение к политике России в Чечне
Бронуен Мэддокс
Президент Путин говорит, что он готов к напряженности на южной границе России. Возможно, ему стоит обратить внимание и на Запад.
Бесстрастный вопрос со стороны Евросоюза о том, почему произошла эта трагедия, вызвал гневную реакцию Москвы. То, что Россию шокирует любая реакция, отличная от чистого сострадания, совершенно понятно. Это не просто избыток эмоций на волне трагедии.
Евросоюз, да и США годами позволяли Путину делать в Чечне все что угодно и практически никак на это не реагировали. Теперь ему дали понять, что эта политика больше не приветствуется и об этом будет громко заявлено.
Почему? Первая в ряду причин - вступление 10 новых стран Восточной Европы, большинство из которых в прошлом входило в социалистический блок, до сих пор сохранив мрачные воспоминания об имперских замашках России. Сейчас они настояли, чтобы Европа высказала позицию по Чечне, причем критическую позицию.
Это вновь поворачивает Европу в противоположном Вашингтону направлении. США сейчас может попытаться убедить Россию занять более четкую позицию по Ирану и на других фронтах под лозунгом войны с террором. Но в Чечне, судя по всему, Америка считает жесткую тактику Путина вполне приемлемой.
Скандал разразился, когда министр иностранных дел Голландии Бернар Бот, чья страна сейчас председательствует в Европарламенте, сказал, что в ЕС "хотели бы, чтобы российские власти объяснили, как они допустили эту трагедию".
Российский МИД назвал это заявление "кощунственным" и глубоко оскорбительным. Теперь Бот говорит, что его неправильно поняли и пытается навести мосты. Но его высказывание противоречит снисходительным настроениям в США и соответствует позиции ЕС.
Отношения Путина с Бушем начинались исключительно хорошо: Буш в свое время объявил, что заглянул в глаза Путина, понял его душу и думает, что это - начало очень конструктивных отношений.
Он ошибался. Отношения стали ухудшаться день ото дня, когда новая администрация решила наказать Россию за связи с Ираном, Северной Кореей и другими недружественными США режимами.
Но Чечня практически не входила в круг обвинений, которые администрация Буша предъявляла Путину.
Европейская позиция отличалась сложностью, в ней были нюансы. Но основная линия была достаточно проста: лидеры основных европейских государств дали Путину понять, что не будут досаждать ему в связи с Чечней.
Сейчас, со вступлением в ЕС новых членов, это уютное положение разрушилось. Даже несмотря на то что и Россия и ЕС утверждают, что этот небольшой конфликт улажен, дело не может на этом закончиться. Ведь за последние пять месяцев в ЕС произошли радикальные изменения, коснувшиеся не в последнюю очередь отношения к России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях