The Washington Post | 7 сентября 2005 г.
Глобальные уроки "Катрины"
Джим Хоугленд
Ураган "Катрина" нанес серьезный ущерб имиджу Америки за рубежом - и оставил свои следы на амбициозной внешнеполитической программе Буша. Преодоление этих неудач потребует демонстрации того, что США при Буше не стали безвозвратно ослабленной и расколотой страной, которая вот-вот замкнется на собственных проблемах.
Картины беззакония, истории беженцев, умирающих от лишений и беспредела, оскорбления человеческого достоинства в Новом Орлеане временами напоминали репортажи из Дарфура или Афганистана. Первоначальный шок остальной части мира обусловлен не самим созерцанием столь нечеловеческих страданий, а тем фактом, что все это происходит в США, которые сами всегда были скоры и на помощь, и на чтение лекций тем, кто пострадал от стихийных и техногенных катастроф.
В последние дни откровенно обнажились глиняные ноги страны, которая регулярно превозносила себя как единственную супердержаву в мире.
Здесь, в российской столице, и в других странах внимание быстро смещается в сторону оценки политических последствий и гуманитарных усилий. Европейские посольства в Вашингтоне уже отсылают в свои столицы отчеты о том, каким образом катастрофа может еще больше подорвать эффективность Буша, пока он скатывается к статусу неудачника. По дипломатическим каналам поднимается ключевой вопрос о том, как Америка пройдет через это ужасное испытание национальной решимости и сострадания.
Станет ли Америка после урагана более смиренной, более готовой к сотрудничеству и более понимающей проблемы и ошибки других стран? Или Соединенные Штаты допустят, чтобы их активная роль в решении мировых человеческих и политических кризисов стала еще одной жертвой ветров и водных потоков "Катрины" и политической сумятицы, которую спровоцировал ураган?
"Я смотрю на все это и не верю собственным глазам, - заявил российский президент Владимир Путин, когда в понедельник вечером я спросил его об ущербе, причиненном "Катриной". - Это говорит нам о том, что, какими бы сильными и влиятельными мы себя не считали, мы ничто перед лицом природы и Всемогущего Бога. Мы все уязвимы и должны сотрудничать и помогать друг другу".
Путин поделился деталями чрезвычайной помощи, которую Россия предложила Луизиане. Однако замечания Путина и других на ежегодной Валдайской конференции, которая собирает вместе европейцев, россиян, азиатов и американцев для проведения дискуссий о России, похоже, стали отражением ожидания скорого возвращения Буша, которого Путин один раз назвал просто "Джордж", на мировую арену. Два лидера должны встретиться в Нью-Йорке, а затем в Вашингтоне на следующей неделе.
Однако россияне увидят, что Буш пока совершенно занят внутренними проблемами, пытаясь справиться с озлобленными жалобами жителей Луизианы и Миссисипи, которые считают, что им была оказана крайне незначительная помощь, если она вообще была, в то время как жертвам цунами в Азии помогали весьма щедро, а деньги налогоплательщиков утекали в Ирак.
Злость пострадавших по поводу их плачевного положения и некомпетентной реакции федеральных и местных властей, которая внесла свой вклад в усугубление этой ситуации, более чем оправданна. И ни у кого не возникает сомнений в том, что возможности США в облегчении страданий за рубежом будут ослаблены, пока несчастий хватает дома.
Однако лишения и беды, свидетелями которых в последние дни американцы стали в Новом Орлеане, лишь отчасти сравнимы с тем, что люди в большей части третьего мира переживают каждый день на протяжении всей жизни, причем без всякой надежды на помощь Национальной гвардии или эвакуацию - до тех пор пока они не получат значительной помощи извне, в частности от США.
Наши собственные нужды не должны отдалить американцев от других народов, находящихся в беде, или заставить нас бросить их на произвол судьбы. Как раз наоборот. Этот кризис, как и кризисы в Дарфуре и других точках планеты, указывает на единство человечества и общую судьбу, которую разделяют все страны.
На следующей неделе Буш отправится в Нью-Йорк, чтобы выступить на Генеральной Ассамблее ООН, которая является символом "международного сообщества", над которым его администрация регулярно насмехалась. Для президента это возможность продемонстрировать скромность и смирение, которые он некогда обещал привнести в позицию Америки в мире, однако забыл об этом, как только пришел к власти.
При всех своих ужасах этот ураган может принести с собой политический просвет, если будет напоминать и Бушу, и его яростным критикам о том, что роль Америки в мире не ограничивается личностями и политикой нынешних обитателей Белого дома. У Америки хватит сил, ресурсов и ума, чтобы восстановиться самой и сохранить активность за рубежом - если она проявит национальное единство перед лицом этого масштабного бедствия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях