Ha'aretz | 8 августа 2003 г.
Бойкот Арафата является тормозом для израильской дипломатии
Алаф Бенн
Новый посланник Европейского союза по мирному процессу, бельгийский дипломат Марк Отте недавно назначен на этот пост, но застрял в Брюсселе и не знает, когда он приедет в регион. Причина: Отте должен проводить политику ЕС, которая требует, чтобы он встретился с президентом Палестинской автономии Ясиром Арафатом. Однако ему известно: если он посетит Арафата, вынужденного отсиживаться в Мукате, то не сможет встретиться с высокопоставленными представителями Израиля, включая премьер-министра Ариэля Шарона и министра иностранных дел Сильвана Шалома, считающих изоляцию Арафата центральным моментом своей внешней политики.
Но похоже, израильская официальная политика, отвергающая контакты с зарубежными государственными деятелями, которые встречаются с Арафатом, приводит к нежелательным результатам, помешав нескольким зарубежным лидерам посетить регион и провести переговоры с израильским и палестинским руководством.
Отте не одинок: в министерстве иностранных дел лежит гора запросов о визитах зарубежных государственных деятелей - премьер-министров, министров иностранных дел и посланников мира. Израиль уже отказал шведскому премьер-министру Горану Перссону и министрам иностранных дел России, Норвегии и Дании. С затруднениями в определении сроков визита столкнулся даже Хавьер Солана, координатор внешней политики ЕС, проводящий курс на сближение с Израилем.
По словам правительственных источников, конфликт вокруг встреч с Арафатом еще усугубится в сентябре, когда закончится время летних отпусков и дипломатическая деятельность возобновится в полном объеме.
Израиль остается твердым. Тот, кто встречается с Арафатом, не будет принят представителями израильского правительства. Решение бойкотировать тех, кто видится с Арафатом, было принято в мае, после терактов в Иерусалиме, приведших к гибели семи человек. Шарон и раньше давал понять, что не будет встречаться с гостями Арафата, уступив лишь дважды, когда он согласился встретиться с министрами иностранных дел Германии и Греции.
До того как бойкот вступил в силу, с Шароном встретились пять министров иностранных дел, и с тех пор Израиль может похвастаться несколькими дипломатическими победами. Сильвио Берлускони, премьер-министр Италии, председательствующей сейчас в ЕС, в конце июня побывал в Иерусалиме и отказался от встречи с Арафатом. Так же поступил министр иностранных дел Чехии. Министр иностранных дел Австрии приезжал, чтобы восстановить отношения с Израилем, и не поехал в Мукату.
Но многие страны попросту отказываются подчиняться израильскому диктату, и изоляция, в которую Израиль поместил Арафата, вредит международным отношениям. Министр иностранных дел Ирландии повел себя наиболее грубо, предпочтя встречу с Арафатом визиту в Иерусалим. Турецкие лидеры отказались приехать, а японский посланник застрял так же, как его коллега из ЕС.
ЕС настаивает на том, чтобы к Арафату относились как к законно избранному палестинскому лидеру, и утверждает, что встречи с ним укрепляют позиции палестинского премьер-министра Махмуда Аббаса. Европейцы говорят Израилю, что Аббас просит их встречаться с Арафатом, и подобные встречи являются проявлением вежливости, которого требует протокол.
Но Иерусалим видит в позиции европейцев другие резоны: желание продемонстрировать независимость от США и дистанцироваться от них, поскольку Америка возражает против встреч с Арафатом. Иерусалим утверждает, что в европейских кругах симпатизируют Арафату.
По словам Шарона, один из европейских министров иностранных дел заявил ему: "Фотография с Арафатом очень важна".
Проблема Арафата затрудняет попытки Шалома наладить диалог между Израилем и Европой, чего он добивается с того момента, как занял пост министра иностранных дел. В июле Шалом посетил Брюссель, где встречался с министрами иностранных дел 25 стран, членов и будущих членов ЕС. Атмосфера была приятной, все обращались друг к другу по именам. Но когда пришло время дискуссий и комментариев, слова попросил министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен. "Объединенный Израиль должен заключить мир с объединенной Палестиной", - заявил он, отказавшись проводить различия между Арафатом и Аббасом.
Израиль дал европейцам понять, что не намерен отступать от своего мнения, что каждая встреча с Арафатом укрепляет его позиции и наносит вред усилиям по созданию нового, заслуживающего доверия руководства палестинцев. В Иерусалиме разговоры о "визитах вежливости" никого ни в чем не убеждают: Арафат фотографируется с каждым иностранным визитером, и эти фотографии публикуются.
Европейские страны не единственные, кто настаивает на встречах с Арафатом, но с ними проблема стоит наиболее остро, поскольку они заинтересованы в политическом процессе, их представители часто посещают регион, а внешняя политика каждой страны координируется с другими членами ЕС. Несколько недель назад в Иерусалиме появились сообщения о том, что члены ЕС оказывают давление на кандидатов, требуя, чтобы их представители встречались с Арафатом.
По словам правительственных источников в Иерусалиме, европейцам придется найти креативное решение, дающее им возможность посещать регион. Источники утверждают, что аналогичная проблема возникала несколько лет назад, когда зарубежные государственные деятели настаивали на посещениях Восточного дома, который при покойном Фейсале Хусейни выполнял в столице функции палестинского министерства иностранных дел. Под давлением Израиля европейцы сдались, визиты в Восточный дом стали реже, их уровень стал не столь высоким, и он закрылся.
Сейчас европейцы рискуют оказаться на обочине политического процесса, если Израиль откажется пересматривать свою позицию. Вчера источники в окружении премьер-министра заявили, что не видят причин для такого пересмотра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях