Inopressa | 8 августа 2011 г.
Грузия - Россия: патовая ситуация
Обзор прессы
Сегодня в связи с годовщиной начала августовской войны 2008 года западная пресса уделяет внимание российско-грузинским отношениям, интервью Медведева на эту тему, призывам Сената США "прекратить оккупацию" Южной Осетии и Абхазии, положению беженцев.
"Недоверие и патовая ситуация - таковы российско-грузинские отношения ныне, в годовщину войны 2008 года", - утверждает Christian Science Monitor. Война не разрядила напряженность, а повлекла за собой долгое "оледенение" отношений и более жесткие версии событий в обеих странах, пишут журналисты Фред Уэйр и Пол Римпл.
По словам Торнике Гордадзе, замглавы МИДа Грузии, "целью войны 2008 года было не признание сепаратистских областей, а изменение существующего режима в Грузии. Этого не случилось, так что они потерпели неудачу. Теперь цель России - дискредитировать правительство [другими средствами]".
Официальный Тбилиси доселе уверяет, что войну начала Россия, имевшая целью свергнуть Саакашвили. Но, похоже, несомненно, что война началась ночью 7 августа с грузинской атаки на Цхинвали, говорится в статье. Россия в ответ предприняла крупное наступление. Западные державы в тот момент встали на сторону Грузии. Но с тех пор США взяли курс на "перезагрузку", а европейские страны расходятся по вопросу о том, как добиваться мирного урегулирования в Закавказье.
Сенат США на прошлой неделе призвал Россию прекратить, как сказано в резолюции, "оккупацию" Южной Осетии и Абхазии. В пятницу в интервью российский президент Медведев жестко ответил на эту резолюцию, а также вернулся к давнему подозрению российской стороны, что США поощряли Грузию к нападению на Южную Осетию, полагает издание. Медведев отрицал, что главной задачей Москвы было свержение Саакашвили. Но, пока Саакашвили остается президентом, Россия никогда не помирится с Грузией, добавил он.
В Грузии Саакашвили сохраняет популярность, отмечает издание. При этом грузинское руководство обвиняет Россию в организации периодических беспорядков в Грузии, а также в создании тайных сетей шпионов и террористов. "Российские официальные лица парируют, что правительство Саакашвили охвачено "шпиономанией", имеющей мало общего с реальностью", - замечает газета.
Грузинский эксперт Мамука Арешидзе полагает, что сложившаяся ситуация очень удобна для России, и предлагает Грузии смириться с отделением Абхазии. "Грузины привыкли, что Запад решает наши проблемы, и верят, что при достаточно сильном нажиме Россия пойдет на попятный. Но Россия не пойдет на попятный, пока грузины не зашевелятся и не выдвинут оригинальные идеи" разрешения конфликта, пояснил он.
В России тоже идут яростные споры: премьер Путин дал понять, что Южную Осетию, возможно, когда-нибудь примут в Российскую Федерацию. Медведев отверг эту идею, заявив в интервью, что для объединения двух Осетий и их присоединения к России нет никаких юридических и фактических оснований.
"Российский президент заявил, что США сыграли определенную роль в грузинском конфликте" - гласит заголовок в New York Times. "Он также дал уничтожающую оценку недавней резолюции Сената США в пользу Грузии - сказал, что она отражает "вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов Сената", - добавляет журналистка Эллен Барри.
По мнению издания, это самые жесткие за последние несколько месяцев высказывания Медведева о США. Усиливается впечатление, что "перезагрузка" идет вразнос. Грузия всегда была самой "напряженной точкой" в отношениях США и России, пишет газета, и этим летом трения вновь обострились на фоне предвыборного сезона и вопроса о вступлении России в ВТО. Медведев в интервью сказал, что Россия заберет свое заявление на прием в ВТО вместо того, чтобы согласиться на текущие требования Грузии.
"В интервью Медведев долго рассказывал о решениях, которые он принимал во время конфликта в Грузии. Он позиционировал себя как решительного лидера, не поддавшегося на давление США", - говорится в статье. Газета заостряет внимание на словах Медведева, что он решил вступить в войну с Грузией, не консультируясь с Путиным, а разговор между ними на эту тему состоялся только через сутки.
В интервью Медведев не упустил ни одного случая для того, чтобы обрисовать Саакашвили самыми черными красками, отмечает издание. "Иногда он, казалось, дразнил Саакашвили, который выражает постоянное беспокойство из-за попыток России подорвать его правительство как военной силой, так и путем вмешательства во внутреннюю политику", - пишет газета. Медведев также сказал, что Саакашвили должен быть ему признателен: если бы российские войска в 2008 году вошли в Тбилиси, "то, скорее всего, в настоящий момент в Грузии был бы другой президент".
The Washington Times публикует статью грузинского оппозиционера Ираклия Аласании "Республика Грузия отчаянно жаждет реформ". Грузинское общество сильно поляризовано, восстание будет невозможно остановить, пока правительство не изменится и не начнутся долгожданные демократические реформы, считает автор.
"Я по личному опыту знаю нынешнее правительство и его недостатки. Два года я был постпредом Грузии в ООН. В конце 2008 года я ушел в отставку, так как не одобрял президента Саакашвили и его правительство за произвольное, одностороннее принятие решений", - пишет Аласания. "Неспособность правительства терпеть альтернативные мнения вовлекла мою страну в вооруженный конфликт с Россией, на победу в котором мы не имели шансов", - замечает он. По его словам, грузинское правительство и теперь принимает неверные решения.
Аласания предлагает выход: во-первых, "усовершенствовать механизм политической конкуренции и мирной передачи власти. Без подобной реформы избирательной системы авторитаризм Саакашвили останется без противовесов"; во-вторых, "защитить свободу слова". По словам Аласании, в Грузии "инакомыслие если и терпят, то еле-еле". "Граждане Грузии знают, что в их стране демократия и свобода существуют только на словах", - утверждает он. По словам Аласании, его партия "Свободные демократы" и еще пять оппозиционных партий стараются добиться серьезных реформ, но правительство пошло лишь на несколько вялых шагов.
У грузин есть уникальное свойство - врожденный оптимизм, замечает Аласания. "Но вначале нам следует откровенно поговорить о том, что сегодня в Грузии делается неправильно. Только после этого мы сможем всерьез искать выход", - заключает он.
"Медведев заново развязал словесную войну по вопросу о том, кто виноват в грузинском конфликте" - так расценивает интервью российского президента Independent в заголовке своего комментария. Спустя три года Россия и Грузия обмениваются взаимными оскорблениями и обвинениями по поводу событий накануне конфликта, считает журналист Шон Уолкер. Так, президент Медведев назвал Саакашвили "нерукопожатным" и "липким". "Эти резкие высказывания характерны скорее для Путина", - замечает автор.
"Медведев даже намекнул на причастность США к решению Грузии напасть на Южную Осетию", - добавляет он, комментируя слова российского президента, что после визита Райс Саакашвили "ушел со связи" с российской стороной. "Саакашвили ранее излагал принципиально иную версию событий - утверждал, что упорно пытался вступить в контакт с Медведевым, но получил отказ", - говорится в статье.
Официальный представитель Саакашвили заявил, что Медведев использовал риторику холодной войны, и обвинил Россию в безуспешных попытках воскресить советскую империю.
По мнению издания, утверждение Медведева, что он дал приказ открыть ответный огонь, не консультируясь с Путиным, - попытка позиционировать себя "как независимую фигуру, которая не во всем подчинена Путину".
Также по теме:
Прошло три года с последней войны в Европе (Corriere della Sera)
Назад в СССР: Белоруссия и Грузия обеспокоены идеей Путина об объединении (Die Welt)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях