The New York Times | 8 декабря 2006 г.
Борьба представлений о дипломатии стравливает Бейкера с Райс
Дэвид Сангер
Многие резкие критические выпады в адрес администрации Буша, содержащиеся в докладе Исследовательской группы по Ираку, сводятся к этому - к разным представлениям о мире у Бейкера и Райс.
Бывший госсекретарь Джеймс Бейкер был архитектором "нового дипломатического наступления" на Ближнем Востоке, и эту концепцию комиссия в среду рекомендовала как один из главных способов вытащить страну из грязи в Ираке. С этого момента он говорит по телевидению, в конгрессе, а также перед иракскими и иностранными дипломатами о том, что он вел американскую внешнюю политику иначе. Совсем иначе.
Встретившись днем в четверг с журналистами, Бейкер подчеркнул, что исследовательская группа "отказалась смотреть назад". Затем он пустился в страстные рассуждения о шагах, которые, по его мнению, должна предпринять нынешняя госсекретарь Кондолиза Райс - старательно избегая упоминаний ее имени.
США должны привлечь Иран, заявил Бейкер, хотя бы для того, чтобы разоблачить его "отвергающий подход"; они должны попробовать "зацепить сирийцев" и должны начать новый поиск в деле израильско-палестинского урегулирования, подчеркнул он, и это поможет убедить умеренных арабов, что Америка - это не только вторжения и смена режимов.
Тем временем Райс хранила публичное молчание, сидя на другом конце города в кабинете, из которого Бейкер ушел 14 лет назад. Ей еще предстоит высказаться по поводу публичных поучений со стороны человека, с которым они познакомились, когда она была экспертом по СССР среднего звена в Совете национальной безопасности. Она не ответила на доводы Бейкера, высказанные тоном "разве это не очевидно", что Америка должна стремиться к переговорам со своими противниками (Райс в этом сомневается, если условия неподходящие), и на его возражения против давнего аргумента администрации, что путь к миру на Ближнем Востоке открывает быстрая, решительная победа в Багдаде.
Советники 52-летней Райс говорят, что очень мала вероятность ее вступления в публичный спор с Бейкером, 76-летним архитектором ближневосточной политики администрации Буша-старшего. Но в четверг, когда президент Буш вежливо отверг некоторые рекомендации Бейкера, советники и союзники Райс предлагали защиту, говоря в частном порядке, что у нее уже есть всеобъемлющая и эффективная стратегия для региона.
Она выступает за "углубление изоляции Сирии", так как считает, что большая часть арабского мира осуждает сирийские попытки свергнуть правительство Ливана, говорят они, и стремится изолировать Иран, потому что, по их словам, надеется извлечь выгоду из опасений таких стран, как Саудовская Аравия, Египет и Иордания, что Иран стремится к господству в регионе с учетом возможного обладания ядерным оружием.
Райс не оправдывается по поводу ставки, сделанной ею на продвижение демократии на Ближнем Востоке, хотя именно эту идею Бейкер и его комиссия явно проигнорировали, давая свои рекомендации. "Не думаю, что путь к демократии в Ираке - это полная утопия", - заявила она в апреле.
Но это утопия с точки зрения Бейкера, ясно выразившего свою точку зрения, что это стремление абсолютно не вписывается в реалии достижения политического соглашения, которое призвано остановить убийство шиитами и суннитами друг друга и, возможно, вывести американские войска из Ирака.
В четверг Бейкер ничего не сказал о необходимости искать "джефферсоновских" демократов в Ираке - его вполне устраивают несколько хороших "иракским националистов", способных предотвратить распад страны.
"Они отталкиваются от очень разных исходных точек, - сказал Деннис Росс, ближневосточный переговорщик, работавший у Бейкера много лет назад и ушедший из Госдепартамента в начале правления Буша. - Бейкер ко всему подходит с мышлением переговорщика. Это не означает, что все переговоры кончаются соглашениями, но ты привлекаешь противников и используешь свои рычаги, чтобы изменить их поведение. У нынешней администрации никогда не было переговорного менталитета. Она делит мир на друзей и врагов, при этом враги безнадежны и неисправимы. Инстинкт велит ей менять режим, а не поведение режима".
В какой-то мере администрация Буша во втором сроке смягчила свой подход, и советники Райс утверждают, что многое из того, что рекомендовано докладом Бейкера, включая региональную группу по поддержке страны, уже делается.
У самого Буша, похоже, нет ясного представления, куда направлять всегда неудобные отношения с другом своего отца. Именно Бейкер в 2000 году вел стратегию, которая принесла победу при пересчете голосов во Флориде, но он же в частном порядке не скрывает, что считает нынешнюю администрацию командой политических гонщиков, которых больше интересует скорость, чем стратегия, что чревато разрушительными авариями.
Администрация распространила слух, что считает рекомендации Бейкера некоторым анахронизмом, подходящим для Ближнего Востока 1991 года, а не для того, с которым имеет дело она - в какой-то степени создав его собственными руками - в 2006 году, через три года после вторжения в Ирак. Эта критика злит Бейкера, говорят члены исследовательской группы.
Иран и Сирия иллюстрируют различие подходов Бейкера и Райс. "Если вам удастся зацепить сирийцев, вы решите проблему Израиля с "Хизбаллой"", - заявил в четверг Бейкер, отметив, что Сирия - это пункт транзита партий оружия для "Хизбаллы". По его словам, представители Сирии говорили ему, "что у них есть возможность убедить "Хамас" признать право Израиля на существование". Он добавил: "Если мы сделаем это, это даст Эхуду Ольмерту партнера для переговоров".
Союзники Райс говорят, что, если бы все было так просто, сирийскую проблему решили бы уже давно. Стивен Хэдли, советник по национальной безопасности и бывший заместитель Райс, сказал недавно, что проблема "не в коммуникации, проблема в сотрудничестве". Теперь, когда Бейкер вынес эти разногласия на публику, тайна такова: говорит ли он от имени Буша-отца? "Мы никогда этого не понимали, - сказал один из членов комиссии. Всегда было чувство, что присутствовала огромная доля раздражения старика по поводу того, что происходит. Но Джим всегда был очень осторожен".
Старший Буш тоже был осторожен. На вопрос, хочет ли он предложить комиссии свою точку зрения, он не ответил.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях