The Sunday Times | 8 декабря 2014 г.
Лицезрение одного из "мраморов Элгина" не заставит русских перенять наш образ мыслей
Доминик Лоусон
Под покровом секретности, напомнившем об обмене захваченными шпионами в годы холодной войны, директор Британского музея и глава Эрмитажа договорились о временном вывозе в Петербург статуи из собрания "мраморов Элгина" в Петербург, сообщает обозреватель The Sunday Times Доминик Лоусон. Как и ожидалось, это возмутило тех, кто ратует за возвращение собрания Элгина на первоначальное место, в Афины. Критики заявили, что предоставление статуи Илиссоса Эрмитажу - преднамеренное оскорбление в адрес Греции.
Со своей стороны, директор Британского музея Нил Макгрегор оправдал этот шаг в своей статье в The Times, озаглавленной "Россия должна увидеть этого мраморного посла европейских ценностей". Он утверждает, что "России и всему миру нужно услышать это послание". В редакционной статье The Times вторит: "Это приглашение всем посетителям выставки приветствовать ценности, которые связывают Россию с Европой, и подвергнуть остракизму тех, кто рационально оправдывает разбой".
Лоусон возражает: "Нет. Приглашение увидеть один из "мраморов Элгина" - это только приглашение увидеть один из "мраморов Элгина". Оно лишено политического смысла - разве что наводит на мысль, что отношения между правительствами Британии и России не вполне погрузились в вечную мерзлоту". Не стоит думать, будто Путин, взглянув на статую, скажет себе: "Может, я все-таки зря волновался из-за сближения Украины с ЕС и напрасно послал туда моих молодчиков".
Лоусон также не считает, что российские сторонники внешней политики Путина вдруг осознают, что аннексия Крыма была бессознательным предательством предполагаемых ценностей древнегреческого искусства. Автор напоминает: древние греки не имели ничего против войны и продажи побежденных в рабство. Ассоциировать высокую культуру с высокой нравственностью - категориальная ошибка.
Лоусон замечает, что в ноябре уже привел этот аргумент, беседуя с Макгрегором о выставке искусства Германии. Обозреватель заметил: "Высокое искусство, за исключением литературы, не имеет неотъемлемой связи с нравственностью, и гордость немцев своей культурой, особенно музыкой, только укрепила представления о расовом превосходстве, вскормившие нацизм". Макгрегор не согласился, но назвал мнение Лоусона "интересным".
По словам Лоусона, ложное отождествление высокой культуры с высоконравственным обликом восходит еще к древнегреческой философии - а именно, к представлению, что человек, наделенный какой-то одной добродетелью, наделен и другими.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях