InoPressa: тема дня | 8 декабря 2015 г.
Сирийское досье становится все более запутанным
Обзор прессы
По соображениям внутренней политики для Путина ставки в Сирии намного выше, чем для Обамы, поэтому глубокое вовлечение в наземную кампанию гораздо вероятнее для Москвы, чем для Вашингтона, пишут СМИ. Россияне из Чечни и Дагестана массово вступают в ИГИЛ. Асад обвиняет США в бомбардировке, убившей солдат сирийской армии, но Америка указывает на Россию.
США и Россия вступают на небезопасный путь, когда в ответ на провокационные действия террористов наращивают участие своих военных в гражданской войне в Сирии и расширяют гонения на боевиков ИГИЛ, пишет в The Washington Post Уолтер Пинкус.
Для президента Путина ставки в Сирии, объясняющиеся внутриполитическими соображениями, намного выше, чем для Обамы, даже после недавнего теракта в Сан-Бернандино, поэтому глубокое вовлечение в наземную войну в Сирии гораздо вероятнее для Москвы, чем для Вашингтона, считает автор.
В Послании Федеральному Собранию Путин сказал: "Особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии", так как "среди них немало выходцев из России" или бывших советских республик.
"И Вашингтон, и Москва заинтересованы в уничтожении руководства ИГИЛ и в противодействии его призывам к боевикам-исламистам, которые могут атаковать российских или американских граждан в любой точке мира. Обе страны, действуя в ответ на недавние теракты ИГИЛ вне Сирии, направили в регион небольшие группы спецназовцев", - утверждает автор.
Эти минимальные наращивания сил, комментирует Пинкус, а также более интенсивные авианалеты не устраняют коренных внутренних проблем Сирии и Ирака - проблем, которые подпитывают привлекательность ИГИЛ.
Вопрос в том, смогут ли Россия и США избежать втягивания в "долгую и дорогостоящую наземную войну в Ираке или Сирии", как выразился Обама. Автор статьи согласен с предостережением Обамы, что лидеры ИГИЛ знают, что смогут много лет инспирировать инсургентское движение, если США пойдут на оккупацию.
"Количество иностранных боевиков, отправляющихся в Ирак и Сирию, продолжает расти по всему миру, но Россия и Центральная Азия в последний год переживают особенно резкие перемены - некоторые оценки позволяют предположить увеличение этого показателя на 300%", - сообщает в The Daily Beast Кейт Брэннен.
Из России, по оценкам, в регион прибыли 2,4 тыс. боевиков - только Тунис (около 6 тыс.) и Саудовская Аравия (2,5 тыс.) "экспортировали" больше, согласно новому исследованию Soufan Group - консультационной компании по вопросам безопасности (Нью-Йорк).
"Большинство российских боевиков родом с Северного Кавказа - из Чечни и Дагестана, регионов с долгой историей исламистского экстремизма", - пишет журналистка.
"Недовольство на местах давно было движущей силой радикализации на Кавказе, а поскольку сильный централизованный аппарат госбезопасности в России ограничивает возможности действовать внутри страны, "Исламское государство" явилось привлекательной альтернативой", - говорится в докладе Soufan Group.
Из России и бывших советских республик люди уезжали в угрожающих количествах с целью присоединиться к ИГИЛ еще до того, как Россия начала бомбардировки в Сирии в сентябре.
"Это позволяет предположить, что мотивы для присоединения к воинствующим экстремистским группировкам в Сирии и Ираке остаются в большей степени личными, чем политическими, - делает вывод Soufan Group. - Поиск принадлежности к делу, цели жизни, приключений и дружбы - вот что представляется главными причинами, по которым люди вступают в "Исламское государство", в то же время в рамках международной борьбы с терроризмом этим вопросам уделяется наименьшее внимание".
Как победить ИГИЛ сейчас, а не "в конечном итоге", анализируют в статье, опубликованной в The Wall Street Journal, американские сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм.
"Выступая по государственному телевидению в воскресенье вечером, президент Обама утверждал, что у него есть стратегия уничтожения "Исламского государства", - пишут авторы. - Однако вместо стратегии американцы видят постепенный, реактивный, косвенный подход, подразумевающий, что время на нашей стороне. Это не так. Опасность приближается: от терактов в Париже и Бейруте до подрыва российского самолета и вдохновленного ИГИЛ расстрела в Сан-Бернардино, Калифорния".
Сенаторы критикуют администрацию Обамы: "В Сирии нет внятной стратегии, имеющей целью уничтожить ИГИЛ и вести переговоры об окончании гражданской войне, а это единственный способ установить прочный мир". При этом "администрация попустительствует России, Ирану и сирийскому правительству, которые борются за сохранение власти Асада. Это только удлиняет конфликт, укрепляет ИГИЛ и усугубляет кризис с беженцами", - говорится в статье.
"В Сирии найдется дело для американских наземных войск, - считают авторы. - Местные бойцы, такие, как "Демократические силы Сирии" и сирийские курды, храбро сражались с ИГИЛ. Однако наземной силы, которая могла бы и хотела отбить Ракку, не существует. И сама собой она не появится. Поэтому США нужно возглавить создание международного вооруженного формирования (до 10 тыс. американских солдат), предназначенного для освобождения и удержания Ракки и разрушения ИГИЛ в Сирии. Такая сила также могла бы содействовать сохранению мира в Сирии после отставки Асада, как это было сделано в Боснии и Косове. Если же Запад выиграет войну и уйдет, не будет оснований удивляться возвращению [в Сирию] кровопролития и экстремизма".
По мнению авторов, США также должны перехватить инициативу и устранить результаты расширения ИГИЛ в ближневосточном регионе в целом. Для этого необходимо присутствие американских военных и разведывательных команд. Кроме того, распространение ИГИЛ в ряде стран региона, с точки зрения Маккейна и Грэма, напрямую обусловлено разрушением их политической системы. Поэтому США следует более активно содействовать этим странам в формировании справедливых инклюзивных правительств.
Асад обвиняет США в авиаударе, унесшем жизни солдат правительственных сил, но Америка указывает на Россию, пишет корреспондент The Independent Лора Пайтель, делая вывод о "все большей запутанности конфликта в Ираке и Сирии".
Сирия обвинила США в "грубой агрессии", заявив, что в результате бомбардировок возглавляемой Америкой коалиции против ИГИЛ в воскресенье вечером погибли трое сирийских военнослужащих и были ранены еще 13 в восточной провинции Дайр-эз-Заур.
Вашингтон отверг это обвинение, причем официальные лица предположили, что к этим смертям привел российский авиаудар, передает Пайтель.
"Скандал разгорелся всего через несколько дней после подключения к военно-воздушной кампании в Сирии самолетов британских ВВС и на фоне предупреждений о том, что конфликт в этой стране превращается во все более опасную мировую опосредованную войну, в которой США, Европа, Саудовская Аравия и Турция противостоят Сирии, России и Ирану", - отмечает автор статьи.
Дэйр-эз-Заур в основном контролируется ИГИЛ, но сирийское правительство удерживает некоторые области. Американские ВВС регулярно наносят удары по провинции, в том числе по нефтяным месторождениям, пишет газета. Россия также наносила удары по объектам в этой провинции, однако Вашингтон настаивает, что по большей части они были направлены против группировок, враждебных Асаду.
Эксперт Института оборонных исследований ВС Шашанк Джоши скептически оценивает заявление, что вина лежит на коалиции во главе с США. "У коалиции было много времени, чтобы провести тщательный сбор разведданных, - сказал он. - Я допускаю, что они могли нанести удар по сирийским войскам, но ударить по авиабазе - совсем другой вопрос. Однако ошибки возможны".
В интервью Der Spiegel председатель фракции "Левых" в немецком Бундестаге Сара Вагенкнехт подвергла жесткой критике президента Турции Реджепа Эрдогана, назвав его "крестным отцом" террора, высказалась против военной операции западных стран в борьбе с "Исламским государством" и отметила правильность действий в Сирии Владимира Путина.
Вагенкнехт обвинила Эрдогана в том, что он втайне помогает боевикам из ИГИЛ и не закрывает турецкую границу.
По мнению политика, Германии не следует задействовать бундесвер в военной кампании в Сирию. "Никто в действительности не контролирует ход войны в Сирии. Опасность обострения ситуации в Сирии очень высока. Там сейчас воюют 15 государств, некоторые плечом к плечу, а некоторые и друг против друга. Общей стратегии нет, нет и ясности относительно того, является ли борьба с ИГИЛ важнейшей целью, - поясняет Вагенкнехт. - У Турции, к примеру, совершенно другие приоритеты".
Самое главное, по словам депутата, это "отрезать "Исламскому государству" приток новых бойцов, оружия и финансов. "Военное вмешательство Запада, наоборот, поможет ИГИЛ. Бомбардировки приведут к жертвам среди мирного населения, что подпитывает ненависть, - сказала Вагенкнехт. - Еще одна проблема заключается в том, что американцы хотят победить ИГИЛ, но еще больше - свергнуть Асада".
США "годами сознательно дестабилизировали Сирию, чтобы свергнуть Асада, а Пентагон сам признавал, что для этих целей поначалу даже поддерживал ИГИЛ". "Асад, разумеется, диктатор, но это дело сирийского народа, а не американцев, кто будет править в Дамаске", - выразила мнение Вагенкнехт, добавив, что именно войны американцев в регионе, прежде всего в Ираке, породили монстра под названием ИГИЛ.
Вагенкнехт прокомментировала действия Россия в Сирии. "Пожалуй, начну с того, что Путин делает неправильно. Он тоже бомбит Сирию, и это приводит к большим жертвам среди мирного населения. Но при этом совершенно правильно его стремление найти единую стратегию для всех, кто действительно хочет бороться с ИГИЛ, - заявила Вагенкнехт. - Без российского давления не было бы венской конференции. Этот путь в направлении мирного урегулирования необходимо продолжать".
Опасаться ли ИГИЛ в Таиланде? В начале месяца в прессу Таиланда просочился документ, в котором тайская полиция призывала ужесточить меры безопасности после предостережения, полученного от ФСБ РФ. Time и англоязычная газета The Nation, выходящая в Таиланде, поведали о продолжении этой истории - краткий перевод публикаций на Inopresse.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях