Libération | 8 апреля 2002 г.
Путин подчиняет себе российскую прессу
Элен Деспик-Попович
После того как были взяты под контроль последние национальные телеканалы, настал черед прессы. Оппозиционные телеканалы оказались в руках властей, когда их капиталы перешли под контроль людей из близкого окружения Владимира Путина. Это далеко не новый прием, его уже успешно опробовали на Балканах: в Хорватии - Туджман или в Сербии - Милошевич. Между тем в России шансы на скорейшую "нормализацию" ситуации крайне высоки, поскольку информация, публикуемая в газетах, не всегда достаточно достоверна, а суды традиционно не слишком самостоятельны. "Раньше приходилось находить киллеров для убийства журналистов, теперь их можно заставить замолчать легальным путем", - заявил Олег Панфилов, руководитель ассоциации по оказанию помощи журналистам, выступающим против намерения властей "очистить СМИ" и "восстановить пропаганду". Постоянно растет число жалоб на российские газеты - как на издания, принадлежащие диссидентствующему олигарху Борису Березовскому, так и на другие критически настроенные издания, осуждающие нарушения прав человека и обличающие коррупцию.
"Новая Газета", не принадлежащая Березовскому, первой испытала на себе давление новой политики. В феврале было принято судебное решение о выплате газетой компенсации за моральный ущерб в размере 1,5 млн. долларов судье за статью, в которой его обвиняют в вымогательстве. Если решение суда не будет обжаловано, то газета будет вынуждена прекратить свою деятельность. Это дело может закончиться трагически. "Автор статьи Сергей Золовкин был вынужден покинуть Сочи под угрозой покушения на его жизнь", - сообщил Сергей Соколев, заместитель главного редактора газеты. За последние десять лет были убиты десятки журналистов, прежде всего в провинции. В прошлый вторник милиция обнаружила тело смоленского журналиста, исчезнувшего в декабре прошлого года. Он занимался расследованием деятельности криминальных структур. В прошлом месяце жертвой убийц стала журналистка из Ростова-на-Дону, писавшая статьи на экономические темы.
Сторонники ?правового? метода устранения журналистов наиболее активно действуют в Москве. Началось судебное преследование в отношении "Независимой Газеты", основным акционером которой является Борис Березовский, в связи с публикацией статьи внештатного корреспондента, разоблачавшего попытки подкупа московского судьи, который занимался делом, связанным с мафиозными структурами. Помощника главного редактора Игоря Зотова обвинили в клевете, и теперь ему грозит четыре года тюрьмы. "В течение 10 лет эта статья, унаследованная от советских времен, применялась в отношении российской прессы лишь однажды, в 1995 году, в связи с делом о коррупции в высших эшелонах власти", - подчеркивает главный редактор "Независимой Газеты" Татьяна Кочкарева. Обращения в суд стали обычной практикой как в Москве, так и в провинции.
Российские газеты бессильны перед этой лавиной судебных процессов, поскольку тираж изданий в десятки раз меньше, чем в советские времена. Кроме того, конкурирующие издания не поддерживают друг друга. Дела, разбирающиеся в судах, чаще всего бывают весьма туманными. Так, например, "Независимая Газета" утверждает, что даже не знает настоящего имени автора статьи, приведшей к судебному разбирательству. Многие издания живут за счет рекламы и часто публикуют статьи, в том числе и политические, которые оплачиваются посредниками. "Я вынуждена заниматься расследованием, чтобы найти автора статьи и подтвердить достоверность фактов, изложенных в ней", - говорит Татьяна Кочкарева. Она опасается, что пресса вновь станет жить по законам советского времени - "будет рисовать жизнь в розовом цвете и рассказывать о битве за урожай".
Власть использует суды, поскольку подразумевается, что они независимы и преследование выглядит как демократический процесс. ?Нет такого закона, который запретил бы Анне Политковской заниматься сбором свидетельских показаний в Чечне или помешал "Новой Газете" заниматься расследованием дел о коррупции, поэтому проще исказить другие законы", - возмущается Руслан Горевой. Центр, которым руководит Олег Панфилов, видит в этих репрессивных действиях руку властей, которые после избрания Путина президентом приняли в сентябре 2000 года "доктрину информационной безопасности", ставшую мощным политическим знаком к началу кампании давления на средства массовой информации. С того времени, все независимые национальные телеканалы были прибраны к рукам. "Сегодня мы являемся свидетелями "операции по очистке" прессы. До конца года некоторые газеты - такие, как "Новая Газета", "Новые Известия", "Независимая Газета", "Коммерсант" и, возможно, "Общая Газета", - будут ликвидированы. Поскольку они, несомненно, препятствуют реставрации пропаганды в едином информационном пространстве", - заявил Панфилов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях