Die Welt | 8 апреля 2003 г.
Саддам Хусейн - это не представитель ислама
Ян Рюбель
Надээм Эльяс, председатель Центрального совета мусульман Германии, не видит в войне никаких проблем для верующих
- Воспринимают ли мусульмане, живущие в Германии, войну в Ираке как войну против ислама?
- Абсолютно нет. Большинство не видят в Саддаме Хусейне представителя ислама так же, как не видят в Буше представителя христианства. Не следует забывать, что Саддам наиболее враждебно относился именно к религиозным течениям в своей стране.
- Выступает ли кто-нибудь в германских мечетях против войны?
- Многие проповедники затронули эту тему. В самом деле, в последние недели верующие в мечетях только об этом и говорят. Большинство выступают против оккупационной войны, но одновременно и против тирании, которую установил Саддам.
- С начала войны в Ираке власти отмечают ослабление экстремистской исламской деятельности в Германии.
- Я так не думаю. Сейчас экстремисты пытаются использовать войну в своих целях и представить ее как конфликт между Западом и Востоком. Однако большинство мусульман им убедить не удастся. К тому же отношение в немецком обществе к мусульманам уже не такое недоверчивое, как после событий 11 сентября.
- И все же с тех пор диалог между христианами и мусульманами не продвинулся вперед. Утихли ли споры вокруг Исламской хартии, которую принял Центральный совет мусульман Германии?
- Не совсем. Цель хартии - закрепить то, что мы, мусульмане, думаем о Германии. При этом почти все исламские организации рассматривают положения Хартии как само собой разумеющиеся.
- Однако хартия не ответила на ряд вопросов. Хотя она и не призывает к установлению теократического государства. Но это ведь еще не полный отказ от идеи исламского государства.
- Вы не правы. Мы признали Конституции Германии. И мы не хотим изменения модели государства, а поддерживаем существующую.
- Вы говорите так лишь потому, что в мире нет настоящего исламского государства? Готовы ли вы заявить, что такие наказания, как отрубание рук и забивание камнями, являются бесчеловечными?
- Вообще-то мусульмане видят в таких наказаниях определенный смысл, но только в цельном, развитом исламском государстве, которого не существует.
- То есть вы осуждаете отсечение рук, практикующееся сегодня в Саудовской Аравии?
- Данные наказания имеют смысл только в том обществе, которое стремится построить настоящее исламское государство, где все граждане имеют равные шансы, где справедливо распределяются ресурсы и где граждане участвуют в политической жизни. Только тогда можно ставить вопрос о введение подобных наказаний.
- Однако и тогда забивание камнями будет противоречить правам человека.
- Многие мусульмане оспаривают забивание камнями как вид смертной казни, вот почему это наказание применяется редко. В США тоже применяется смертная казнь, хотя многие с ней не согласны.
- Но американцы не забивают камнями за измену в браке.
- Конечно, однако американское право предусматривает смертную казнь. В Центральном совете мы однозначно выступаем за Международную декларацию прав человека. Но у некоторых мусульман на этот счет свое мнение. Предметом разногласий является мера наказаний.
- Показались ли вам высказывания Юргена В. Меллеманса о Мишеле Фридмане из Центрального совета евреев Германии антисемитскими?
- Я не хочу вмешиваться в этот спор. Слишком много слов уже было сказано, и тон дискуссии перестал быть конструктивным. Мы не хотим выступать в качестве судей, это не входит в задачи Центрально совета мусульман Германии.
- Вы хотите, чтобы Германия изменила свое отношение к христианскому наследию?
- Ни в коей мере. Христианское и еврейское наследие необходимо укреплять. Религиозность должна вновь обрести в Германии твердую основу, так как она является бальзамом для общества. В Центральном совете мы высказались за сохранение в школах Дня покаяния и молитвы, а также распятий в классах, не требуя при этом особых прав для мусульман.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях