The Guardian | 8 апреля 2005 г.
Коммунизм разрушил Горбачев, а не Папа Римский
Джонатан Стил
После смерти известных людей нередко раздаются экстравагантные заявления в их адрес. Авторы некрологов о Папе Римском нередко переходят к гротеску и в своем стремлении определить наследие Папы часто упрощают ситуацию, не учитывая перемены, которые происходили с миром и людьми.
В 70-е годы поляки относились к коммунизму совсем не так, как сейчас. Польская католическая церковь поддерживала диалог с коммунистическими властями, и порой они вели совместную работу по сопротивлению советскому влиянию. Будущий Папа Иоанн Павел II изменял свои взгляды постепенно, после того как он совершал поездки за пределы Польши.
Нельзя говорить, что антикоммунизм был его главной мотивацией. Антикоммунизм был важным мотивом ранних поездок Папы в Польшу, но был не так важен в его делах с Латинской Америкой. Также главным принципом Иоанна Павла II был пацифизм, а когда речь шла о сохранении сферы его собственной власти, к Папе, скорее, можно было применить слово "авторитаризм", а не "защита свободы".
Особенно много вопросов вызывают такие взгляды некоторых людей на события прошлого, когда связываются воедино первый визит Папы в Польшу в 1979 году, подъем движения "Солидарность" год спустя и распад однопартийной системы в 1989 году.
Люди, которые придерживаются этих взглядов, игнорируют тот факт, что в 80-е годы в Польше действовало военное положение, которое поставило движение "Солидарность" вне закона и лишило его силы. Это было поражением огромного масштаба, и Иоанн Павел II никак не мог изменить ситуацию до тех пор, пока люди, которые обладали реальной властью в Восточной Европе - те, кто руководил Кремлем, не сменили свою политическую линию.
Безусловно, визит Папы в Польшу, где на его мессы собрались огромные толпы народа, дал полякам сильное чувство национального возрождения. И это сыграло свою роль в кризисе отношений между рабочими, которые высказывали недовольство, польскими коммунистическими лидерами, которые хотели найти особый "польский путь" к социализму, и твердолобыми правителями из Москвы.
В результате поддержки, которую Папа оказал бастующим рабочим в Гданьске, а также движению "Солидарность", эта первая независимая польская организация стала расти с поразительной скоростью.
Но спустя год ситуация изменилась. В "Солидарности" начались разногласия по поводу тактики и целей движения. На съезде "Солидарности" в 1981 году, где был дан полный доступ западным репортерам, делегаты ожесточенно спорили о том, что считать приоритетами движения: требования рабочих о повышении зарплат и самоуправлении или требование к политическим свободам, которое интеллектуалы из "Солидарности" считали самой главной своей целью.
И все переживали по поводу того, будет ли вмешиваться Москва и, если да, то каким образом. Было распространено мнение, что против "Солидарности" будет использована польская армия, а не советские танки. Мы все считали, что столкновение неизбежно, и оказались правы. Кремль добился своего с относительной легкостью - коммунистические власти Польши арестовали тысячи лидеров "Солидарности" и загнали остальных в подполье.
Реакция на это Иоанна Павла II была мягкой. Вариант вооруженного сопротивления нельзя было серьезно рассматривать, но были и такие поляки, которые выступали за проведение массовых демонстраций, акций гражданского неповиновения и захват фабрик. Папа их разочаровал - он критиковал введение военного положения, но предупредил об опасности кровопролития и гражданской войны и призвал скорее к терпению, чем к сопротивлению.
После продолжительных переговоров с польским режимом Папа в 1983 году совершил второй визит в Польшу. Хотя через месяц после этого визита военное положение в Польше было отменено, многие активисты "Солидарности" еще несколько лет оставались в тюрьме. Лишь в августе 1988 года польское правительство село за стол переговоров с "Солидарностью". К тому времени Михаил Горбачев уже начал движение к политике плюрализма в СССР и публично пообещал, что больше советских военных вторжений в Восточную Европу не будет.
Импульсом горбачевских реформ стало не внешнее давление Запада, не диссиденты из Восточной Европы и не призывы Папы соблюдать права человека, а экономический застой в Советском Союзе и чувство разочарования советской элиты.
Причиной сдержанной реакции Папы на военное положение в Польше была его твердая приверженность принципам ненасилия.
Его политика по отношению к коммунистической Кубе резко отличалась от его линии по отношению к Польше. Папа понял, что сопротивление Кастро давлению США отражает чувства большинства кубинцев. Он видел, что националистические и коммунистические настроения на Кубе переплелись воедино, в отличие от Польши, где партия выполняла указания Москвы. В Гаване Папа говорил о свободе совести как главном праве, но его визит усилил позиции Кастро. Его критику капитализма и глобального неравенства, как эхо, подхватил Кастро, и Папа осудил американское эмбарго по отношению к Кубе.
Атака Папы против либеральной теологии в 80-е годы была вызвана не только его беспокойством по поводу того, что в религию проникают идеи марксизма, но и его опасением, что с помощью этих идей возникнут попытки оправдать насилие и католические священники поддержат вооруженные восстания крестьян против землевладельцев и феодальных диктатур.
В Никарагуа, где сандинисты силой свергли проамериканский режим Сомосы, три священника стали министрами. В Сальвадоре священники организовали встречи командиров повстанцев с западными журналистами. На Филлипинах некоторые священники вступали в вооруженные силы.
Иоанн Павел II был противником либеральной теологии и потому, что он видел в ней угрозу иерархической структуре церкви. Даже когда в Европе у власти был коммунизм, Папа имел с коммунизмом больше общего, чем признают многие его сторонники. Он усилил централизацию власти в Ватикане и отменил перестройку, проведенную одним из его предшественников, Иоанном XXIII.
После падения "международного коммунизма" Ватикан остался единственной авторитарной идеологией мирового масштаба. Папа не дал послаблений раскольникам, и самый худший пример тому - его конфликт с видным религиозным деятелем Шри-Ланки Тиссой Баласурья, который критиковал культ Девы Марии, говоря, что он учит покорности, и заявлял, что католицизм, не являясь самой распространенной религией в Азии, должен быть более терпимым по отношению к другим религиям.
Папа не мог смириться с вызовами, брошенными абсолютизму Ватикана. Поэтому символично, что его похоронят в склепе, из которого удалили тело Иоанна XXIII: это говорит о том, что консерватизм в эпоху Войтылы на святом престоле возобладал над надеждами на либеральные перемены.
Джонатан Стил был корреспондентом в Польше, Советском Союзе и Латинской Америке в 70-е и 80-е годы
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях