Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 8 апреля 2005 г.

Встречи на краю могилы

Штефан Корнелиус

Похороны ведущих политиков всегда предоставляют возможность неформально поговорить о важных международных проблемах

Пышные похороны скорее тешат тщеславие живых, чем служат последней почестью умершим, заметил когда-то французский писатель Франсуа де Ларошфуко. Но при этом он забыл об одном - они также служат политике. Около 200 монархов, глав государств и правительств соберутся на площади Святого Петра в день похорон Папы Иоанна Павла II. Удачная возможность для блиц-бесед - в резиденциях послов, в гостиничных люксах и холлах. Протокольные отделы по всему миру вот уже несколько дней согласуют встречи и их сроки. Маловероятно, что, например, президент США Джордж Буш или федеральный канцлер Герхард Шредер пробудут в Риме много часов и не воспользуются возможностью провести по несколько встреч.

История полна случайных - на первый взгляд - контактов во время больших траурных мероприятий. Ведь похороны с политической точки зрения являются в некоторой степени полезными событиями, так как во время траурных мероприятий на все остальное обращается мало внимания. Средства массовой информации практически не интересуются встречами, не требуется никаких официальных коммюнике, все проходит неформально - но информативно. Прежде всего, однако, действует правило: перед усопшим все равны, поэтому протокольные соображения в это время не играют привычной роли. Никто не обращает внимания на то, в какой последовательности проходят встречи, говорят лишь о результатах.

В любом случае, даже если на похоронах Папы соберется необычно много государственных лидеров, траурные мероприятия, чреватые политической опасностью, это, скорее, дело прошлого. Период холодной войны был полон похоронных ритуалов исключительного значения. С тех пор мир стал более открытым. Никто больше не должен изучать состав комиссии по похоронам на Красной площади, чтобы делать выводы об иерархических переменах и борьбе за власть в Кремле. Сегодня список тем для политиков выглядит по сравнению с теми временами не таким значимым: Китай и оружие, террор в Ираке, атом в Иране, конфликт на Ближнем Востоке - мелочи жизни в мировом масштабе.

Исторически важными, вне зависимости от личности покойных, были, например, похороны советского руководителя Леонида Брежнева, основателя югославского государства Иосипа Броз Тито или главы египетского государства Гамаля Абделя Насера. На похороны Брежнева, которые проходили на Красной площади, приехало только 19 глав государств, в основном из стран Варшавского договора. Однако общение министров иностранных дел и других членов делегаций имело большое значение, особенно в случае делегации ФРГ, возглавляемой федерального президентом Карлом Карстенсом как высокопоставленным представителем НАТО. Множество встреч провел также министр иностранных дел Ганс Дитрих Геншер. Похороны в государствах Варшавского договора давали редкую возможность преодолеть идеологические барьеры.

Напряжение между Западом и Востоком было особенно ощутимым во время похорон Тито 8 мая 1980 года, когда в Белград прибыли делегации из ста стран и тем самым обозначили борьбу за не входящую ни в какие блоки Югославию. Большие ожидания возлагались тогда на встречу американского вице-президента Уолтера Мондейла с Брежневым, который незадолго до этого ввел советские войска в Афганистан. Однако Мондейл отказался от этой встречи. Политиками тогда руководила озабоченность сохранением целостности Югославии.

Похожие мотивы двигали высокопоставленными политиками арабского мира, а также Советского Союза и многих западных государств во время похорон египетского президента Насера, который умер в сентябре 1970 года в возрасте всего 52 лет от инфаркта миокарда. На улицах Каира собрались толпы народа, горе которого было неизмеримо. "Мужчины и женщины рвали на себе волосы, одежду и в скорби катались по земле", - писала тогда Süddeutsche Zeitung.

При всем том советскому премьеру Косыгину удалось провести переговоры с главами основных арабских правительств, влиятельными лицами и укрепить претензии своей страны на влияние в регионе. Арабский мир испытал потрясение - он держался на объединяющей силе Насера и его посреднической деятельности в реализации американского плана мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Теперь он остался без лидера, и после смерти Насера связи между отдельными странами нарушились. Впрочем, похожая ситуация сложилась 35 годами позже в Каире на похоронах Ясира Арафата - они тоже стали началом новой эпохи.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru