Foreign Policy | 8 апреля 2013 г.
Российское виртуальное подполье: как Кремль ведет войну со свободой информации
Андрей Солдатов и Ирина Бороган
26 марта сотрудники ФСБ при поддержке местной прокуратуры провели проверку в сельской школе в Туве, в нескольких километрах от монгольской границы, утверждают в статье для Foreign Policy Андрей Солдатов и Ирина Бороган, основатели сайта agentura.ru. "Они шли по следу террористов, мафиози или контрабандистов наркотиков? Нет, они пришли проверять обновления программного обеспечения, а именно, наличие на школьных компьютерах фильтров, которые предотвращают доступ к запрещенным сайтам", - пишут авторы.
Оказалось, что программы установлены, но некоторые бреши в них есть: сотрудники получили доступ к линкам по поиску "как сделать бомбу", а также к сайту "Кавказ-центр" и к инструкциям по изготовлению курительных смесей. В результате прокуратура подала в суд, и директора школы оштрафовали.
Самое тревожное в этой истории - "то, что даже в отдаленных уголках страны Москва "закручивает гайки" в отношении интернета", считают авторы.
Правда, "уже как минимум 5 лет региональные прокуратуры выполняют решения судов, обязывающие провайдеров закрыть доступ к запрещенным сайтам, обвиненным в экстремизме. Но это делалось несистематически: сайты, заблокированные в одном регионе, оставались доступными в других", говорится в статье. Для решения проблемы был создан единый реестр сайтов, официально внедренный с 1 ноября 2012 года, напоминают авторы. Учреждения и заведения, где есть публичный доступ в интернет (от школ до почтовых отделений), проверяются правоохранительными органами на наличие специальных программ-фильтров.
"Внедрение общенационального фильтрования интернета - одна из мер, принятых Кремлем в ответ на "арабскую весну" и уличные протесты после спорных президентских выборов в самой России. Кремль и спецслужбы расценили эти события как доказательство, что соцсети - еще один инструмент, изобретенный США для свержения режимов в странах, где оппозиция по своей слабости не в силах мобилизовать людей на протест", - говорится в статье.
Это породило новый подход Кремля к интернету в России и за рубежом, пишут авторы. В России внедряются новые технологии слежки за соцсетями и интернетом в целом: все крупнейшие телекоммуникационные компании обзавелись средствами DPI - "они позволяют провайдерам читать, копировать или даже изменять электронные письма и интернет-страницы, а также идентифицировать, кто что скачивает и кто что ищет в интернете".
"Возможно, эти усилия выйдут за пределы России", - предрекают авторы. В августе газета "Коммерсант" сообщала о разработке СВР компьютерной программы, "которая позволит тайно манипулировать соцсетями" (формулировка авторов), в том числе распространять пропаганду за рубежом.
У Кремля масштабная цель, считают Солдатов и Бороган: "создать систему государственного суверенитета в киберпространстве с четко обозначенными виртуальными границами". На конференции МСЭ в прошлом году Москва убеждала передать этой организации функции по распределению доменных имен и IP-адресов. На данный момент эти функции выполняются некоммерческими организациями, базирующимися в США. "Правительство США оказывает мало влияния на эти организации, но Россия воспринимает интернет как вертикальную иерархическую структуру под контролем одной страны, США, и намерена частично вернуть себе эту власть", - говорится в статье.
Авторы ожидают, что контроль в России ужесточится. Возможно, власти постараются перевести популярные платформы типа Gmail, "Фейсбук" или "Твиттер" под российскую юрисдикцию. По мнению аналитика Карена Казаряна, многие компании согласятся, так как российский интернет-рынок - один из крупнейших в Европе. "Тогда сервисы будут подвластны местному законодательству, и их принудят создать "черные ходы" для мониторинга или манипуляций спецслужб", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях