Foreign Policy | 8 апреля 2015 г.
Пустила ли корни киргизская демократическая революция пять лет спустя?
Рейд Стэндиш
7 апреля 2010 года тысячи людей заполнили улицы Бишкека, и под их нажимом пал режим президента Курманбека Бакиева, лидера клептократического правительства страны, пишет Рейд Стэндиш в статье в Foreign Policy.
"В пятую годовщину революции Киргизии предстоит самый серьезный на данный момент лакмусовый тест на переход к демократической системе, в то время как политики и партии страны готовятся к выборам в октябре на фоне экономической нестабильности и межэтнических конфликтов", - говорится в статье.
"В отличие от прошлого, теперешняя политическая система делает возможной реальную конкуренцию между политиками", - отмечает Эрика Марат, эксперт по Центральной Азии из Университета национальной обороны (National Defense University, США).
"Однако новая конституция Киргизии не была вдохновлена идеями демократического идеализма. Она глубоко укоренена в холодном прагматизме", - отмечает автор. "Этот документ был написан исходя из того, что все политики алчны и коррумпированы, и что необходимы гарантии по предотвращению того, чтобы любой политик или партия сконцентрировали в своих руках слишком много власти, - говорит Марат. - Киргизия выбрала демократию автоматически".
"Большинство людей в правительстве не демократы по своему политическому опыту или взглядам. Но Атамбаев и его ближний круг не контролируют экономику так, как прежние президенты, - отмечает эксперт. - Может, это так и не выглядит, но это прогресс".
Рейд Стэндиш напоминает о коррумпированности режима Бакиева, приводя такие факты, как контроль его семьи над торговлей наркотиками и обогащение компаний, предположительно принадлежавших его сыну Максиму, благодаря поставкам топлива на американскую базу ВВС в Манасе.
"Карикатурный непотизм и коррупция, имевшие место в прошлом, кажется, исчезли, но будущее Киргизии остается неясным", - отмечает журналист, обращая особое внимание на конфликт между киргизами и узбекским меньшинством на юге страны.
"Дискриминация узбекской общины все еще имеет место, по данным активистов", - говорится в статье. 27 марта помещения "Бир Дуйно", правозащитной НКО, оказывающей юридическую помощь узбекам, подверглись рейду Государственного комитета национальной безопасности Киргизии.
Автор статьи пишет, что в киргизском парламенте также сейчас находится на рассмотрении аналогичные российским законопроекты об "иностранных агентах" ("Бир Дуйно" получала финансирование от Фонда Сороса, уточняет он) и о "пропаганде гомосексуализма".
"Но самое серьезное испытание для молодого правительства Киргизии может наступить позже в этом году, когда последствия российского экономического упадка начнут проявляться в полной мере. Примерно 1 млн граждан Киргизии работают в России в качестве рабочих-мигрантов, и денежные переводы от них в Киргизию в общей сложности составляют 32% ВВП страны. Ослабевший рубль и более низкий спрос на рабочую силу в России, скорее всего, снизят потоки денежных переводов в Киргизию", - говорится в статье.
"Политические партии уже рассчитывают на вернувшихся мигрантов как на своих избирателей и хотят использовать их недовольство в целях собственной популяризации. Это может сделать националистические и популистские лозунги гораздо более привлекательными, что снизит темп реформ", - полагает Марат.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях