Le Monde | 8 августа 2003 г.
Вудуизм на Гаити возник как способ пережить депортацию и рабство
Эммануэль де Ру
У порога Дауласского аббатства в Бретани посетителей встречает металлический великан. На макушке его черепа написано: "Вуду". "Некоторые экзотические слова обладают большой эмоциональной силой. "Вуду" - одно из них, - писал антрополог Альфред Метро в своем классическом труде "Вуду на Гаити" (Gallimard). - Обычно при его упоминании представляют мертвецов, тайные обряды или ритуальные пляски негров, пьяных от крови и грязного разврата". Экспозиция, организованная Мишелем ле Бри, рискует показаться бледной тем, у кого вудуизм отождествляется только с этими образами.
По словам устроителя выставки, он хотел "очистить" эту религию, безусловно, исповедуемую в наши дни большинством жителей Гаити, от всех ярлыков, которые на нее были наклеены. Подчеркнуть ее африканские корни, к которым добавились некоторые элементы христианского культа, и показать ее связь с бурной гаитянской историей.
Если вуду до сих пор ассоциируется с "черной легендой", то, очевидно, объясняется это тем, что "белое окружение" не забыло о роли, сыгранной этой религией в восстании рабов 1791 года - накануне обретения островом Гаити независимости. Впрочем, у входа на выставку висит картина, на которой изображена вудуистская церемония, проведенная в Буа-Кайман в ночь, когда было принято решение начать восстание.
После победы над колонизаторами вудуизм в течение полувека являлся единственной народной религией на Гаити. Около 1860 года остров подписал конкордат с Ватиканом, и католицизм укрепил здесь свои позиции. Многие авторы тогда третировали вудуизм как "людоедскую" религию. Американская оккупация Гаити (1915-1934) дала возможность Голливуду снять несколько фильмов в том же "сатанинском" ключе.
В 40-е годы миссионеры развернули яростную кампанию против культа вуду. Позднее Франсуа Дювалье, Папа Док - диктатор, державший Гаити в кулаке с 1957 по 1986 годы (вместе со своим сыном и преемником Бебе Доком), возвел эту религию в большой почет и набрал из числа тонтон-макутов - своей преторианской гвардии - нескольких хунганов и мамбо (вудуистских жрецов и жриц). Что, в свою очередь, привело к жестоким репрессиям в этой среде после падения режима Дювалье.
Как ни парадоксально, карательные операции, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, способствовали возрождению этой религии. Сегодня вудуизм имеет в стране право гражданства наряду с католицизмом и протестантизмом.
Мишель ле Бри решил показать публике произведения искусства, живописи и скульптуры, сделанные на Гаити. Все они связаны с религией, совершением обряда, повествуют о том или ином эпизоде вудуистской мифологии.
Эти предметы почти никогда не отражают реальную жизнь. Скорее, их создатели стремились отразить выдуманные ситуации, словно одна лишь фантазия могла сделать реальность обитаемой в соответствии с изначальным предназначением культа вуду - хоть сколько-нибудь смягчить жестокие условия депортации и рабства.
Не случайно эта религия поддерживает тесные связи с представителями искусства. "Не будучи ни сатанинским культом, ни фольклором, вудуизм является живой религией, то есть некоей связью с невидимым, в познании которого искусство пытается использовать все свои ресурсы", - говорит Мишель ле Бри.
Ресурсы эти - самые разные. Общим фундаментом гаитянского искусства, признанного и получившего спрос на Западе после В
торой мировой войны, является то, что оно вдохновлено религией и представляет собой творчество самоучек. Остальное - дело таланта и вдохновения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях