Corriere della Sera | 8 августа 2007 г.
От олигарха до отшельника: парабола Стерлигова
Лиудижи Ипполито
От звезд мировых финансов до звезд русской деревни. В буквальном смысле: потому что парабола Германа Стерлигова, олигарха, решившего стать отшельником, началась с того, что он ворочал акциями в биржевой галактике, а теперь выгоняет овец из овчарни. А между этими двумя этапами его жизни - загадочный кризис, который обрушился на него спустя 15 лет после того, как он заработал первый миллион долларов: этот кризис заставил его переехать из шикарного жилища на Рублевке в лесную хижину, до которой зимой можно добраться только на санях.
В то время как другие олигархи продолжают распахивать природные богатства России и наслаждаться плодами своих трудов где-то между Лондоном и Сен-Тропе, он в буквальном смысле мотыжит землю, чтобы прокормить свою жену и пятерых детей, которых он привез в скит на границе между Московской и Смоленской областями, в 160 км от столицы.
Стерлигов ни о чем не сожалеет. "Я никогда не жил лучше, чем сейчас, - говорит он. - Я все еще не могу поверить в то, что у меня такая наполненная и интересная жизнь. Я никак не могу понять, как мне удалось сбежать из Москвы со всей ее продажной атмосферой, хаосом и завистью".
Олигарх обрел свет, открыв для себя глубокие корни православной веры. В своей предшествующей жизни он был одним из основателей московской биржи, построил финансовую империю с офисами и представительствами от Лондона до Нью-Йорка. В настоящее время у него 80 овец и большое количество уток, два трактора, один бульдозер и одна старая Toyota.
В его избе нет электричества, и он уже начинает отвыкать от мобильного телефона. "Сначала, - говорит он с сожалением, - мы всегда жили в самых эксклюзивных и элегантных кварталах, в больших и дорогих домах". Помимо дома в Москве на Рублевском шоссе, где живут миллиардеры, у него были дома в районе Керзон-стрит в Лондоне и Бэттери Парк в Нью-Йорке.
В самый удачный период своей карьеры Стерлигов давал работу более чем 2500 человек. Теперь он нанимает двух крестьян, которые учат его строить загоны и чинить заборы.
Поворотным моментом в жизни стал провал президентской кампании 2003 года, заблокированной Кремлем. Еще раньше он пытался реализовать свои политические амбиции, выставляя свою кандидатуру на пост губернатора одного из сибирских регионов, а позднее и на пост мэра Москвы. И всегда безуспешно. Пока, в конце концов, не оказался перед кучей долгов, возникших из-за расходов на избирательные кампании. "Я понял, что пусть я ничего не могу сделать для своей страны, но моя семья нуждается во мне, - говорит он сегодня. - И на этом уровне я могу добиться радикальных перемен".
Итак, Стерлигов продал все, заплатил долги и перебрался в лес, где построил себе на оставшиеся деньги домишко. "Сегодня у меня больше нет денег, - говорит он. - Все, что у меня есть, помещается в моих карманах. Мы почти полностью самодостаточны. Мне приходится покупать только сахар, соль, хлеб, когда нам становится лень замешивать тесто".
А семья? "Тяжелее всего пришлось моей жене, - признает бывший олигарх. - Она не знала крестьянской жизни, она привыкла к жизни миллионерши. Но теперь она мне благодарна, потому что наши дети живут настоящей, обычной жизнью. Моя семья, безусловно, стала счастливей".
Дети Стерлигова обучаются дома, потому что он считает, что отправлять их на учебу в школу "означало бы развращать их". По этой же причине они не пойдут в университет. "Университеты полны разврата, - утверждает он. - Они могут привести лишь к моральной испорченности. Этот вопрос даже не обсуждается".
Ностальгии о прошлом - никакой. "Ее не испытывает даже старшая дочь, хотя она и успела пожить и в Москве, и в Нью-Йорке. Когда я вожу детей в Москву, каждый вечер они задают мне один и тот же вопрос: когда мы вернемся в лес?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях