La Stampa | 8 августа 2007 г.
Кавказская война - война между Россией и США
Джульетто Кьеза
Быть может, бомба, быть может, ракета упала с российского самолета, быть может, по ошибке, а быть может, и в качестве предупреждения. Быть может, псевдорусская бомба была, не по ошибке, сброшена с настоящего грузинского самолета. В подобных случаях правду искать не стоит, потому что завтра ее перекроют другие неправды. Самое главное понять, что с 2003 года происходит между Грузией и Россией. Тот ноябрь, четыре года назад, названный "революцией роз", обозначил окончательный переход Грузии из российской сферы влияния в американскую.
Путин это принял (а что ему еще остается?), но отметил в расчетной книге потерю и возможные выигрыши. У него есть на руках карты, и он ими воспользуется, как только представится случай. Эти карты называются Южная Осетия и Абхазия, две бывшие автономии в составе Грузии, во времена, когда еще существовал Советский Союз. Тогда не придавали большого значения границам: все были советскими, и была Москва, которая всеми руководила. Но с крахом Советского Союза между бывшими "братьями" обнаружились напряженные отношения. Они начали перерастать в смертельные конфликты вдоль почти невидимых границ, которые даже советская система была вынуждена обозначить на картах.
Грузия превратилась в самое опасное, заминированное ненавистью минное поле. Еще и потому, что первый, избранный грузинами демократическим путем президент Звиад Гамсахурдиа вбил себе в голову, что все автономии следует отменить и что демократическая Грузия будет страной грузин - и точка. Другие, осетины, абхазы, мингрелы, должны были приспосабливаться. И поскольку они этого не сделали, Гамсахурдиа направил войска, чтобы их уничтожить, в то время как они провозглашали свой суверенитет. И лишь благодаря провидению и русским абхазы и осетины завоевали суверенитет при помощи оружия.
Было начало 90-х. У власти в Москве находился Борис Ельцин, один из главных виновников несчастья. Он умыл руки, более того, он даже начал свою войну против Чечни Дудаева и также потерпел поражение. Но Россия - это не только Ельцин. Пришел Путин, который всегда думал и думает о сферах влияния. Шеварднадзе, вернувшийся в Тбилиси как спаситель отечества, вступил в альянс с Вашингтоном. И Москва держала в тепле "жареные каштаны" бывшей Грузии, а именно, Сухуми и Цхинвали.
Все дело было в долларах. Вашингтон купил себе Грузию, сначала за 5 млн долларов в год. Копейки. Московским олигархам нечего было дать друзьям России, поскольку им надо было направлять свои деньги в швейцарские банки и в офшоры. Но у них было оружие, а также разваливающаяся, но многочисленная армия. Они дали все это, и этого хватило; плюс ко всему, они боялись, что абхазы и осетины захотят вернуться под иго очередного Гамсахурдии.
Потом пришел "американский" адвокат Саакашвили, он также обещал присоединить земли, утраченные Грузией. Так мы подошли к розам 2003 года. С этого времени начались бесконечные стычки. Саакашвили убежден, что если он вступит в НАТО - в 2009 году, обещает он, - Россия должна будет оставить Южную Осетию и Абхазию, чтобы они сами решали свою судьбу.
Европа - вместе с Россией участвующая в разделительных силах - не понимает, какой для нее интерес содержать Грузию в НАТО. Это, ко всему прочему, поставит российские войска в прямой контакт с войсками НАТО еще и на юге, после того как и на севере, на Балтике, сложилась аналогичная ситуация. Оказаться в доме столь воинственных хозяев означает и самим втянуться в их споры. Между тем Путин вышел из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Он может перебрасывать свои войска туда, куда ему захочется. И если Вашингтон будет настаивать, то он даст понять, что признает Цхинвали и Сухуми, а возможно, и Тирасполь. Иными словами, этот путь может привести к большой напряженности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях